Название: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: Сергей от Октябрь 22, 2011, 06:46:30 Недавно посетили такие мысли: Вот женщинам запрещают посещать Афон, алтарь в храме. И совершенно не запрещают высказывать свои мысли в интернете. Думал-думал.. А потом думаю: " А пускай думают себе..ведь они женщины.." И тут раз на заметку в РГ наткнулся. И ознакамливаю.
Игорь Елков "Российская газета" - www.rg.ru (http://www.rg.ru) 22.10.2011, 11:00 (http://foto.rg.ru/gall/images/0f3c51ef/main/0f3c51ef.jpg) Греки называют это место Agion Oros, мы - Святой Горой, а на картах полуостров обозначается лаконично: Афон. Святая Гора - страна в стране: монашеское государство в государстве Греция. В единственной на планете 100-процентно православной стране корреспондент "РГ" испытал себя в роли монастырского виночерпия, стал свидетелем таинства изготовления священных поясков и побывал в секретной сокровищнице. Двери открываются От Москвы до Афона три часа самолетом, два часа на автобусе, и столько же на корабле. Но эти семь часов отделяют нас от другой реальности, совершенно отличной от остального мира. Святая Гора живет вне времени: византийские часы, православные нормы, собственные законы. Здесь нет wi-fi, кинотеатров и торговых центров, в гостиницах не берут платы за ночлег, бесплатна еда в монастырских трапезных. А еще в этом мире нет ни одной женщины, и за последние полторы тысячи лет на этой земле не родилось ни одного ребенка. Сюда люди приплывают молиться и умирать. На Афоне запрещено пользоваться видеокамерами, а фотосъемка ограничена. Фото- и видеорепортаж, сопровождающие этот текст - случайное исключение. И, одновременно, немыслимое по меркам афонских иноков происшествие. Группа российских журналистов получила благословение двух патриархов - Константинопольского Варфоломея I и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - на посещение Ватопедского монастыря, откуда в Россию на один месяц отправили ковчег с Поясом Богородицы. По этому случаю игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем - впервые за всю тысячелетнюю историю обители - пустил в свои сокровищницы журналистов. Нам показали древние иконы, книги, утварь и кубки, рукописи с записями византийских императоров. (http://img.rg.ru/pril/article/53/56/52/kart-small.jpg) Стоя рядом с монахами, мы наблюдали, как творится таинство: изготавливают и освящают пояски, которые исцеляют недуги. В Ватопеде это делают два монаха: отцы Стефан и Филофей. В храме они освящают ткань на ковчеге с Поясом Богородицы, затем в мастерской разрезают ленту с 300-метровой катушки на 1,5-метровые отрезы, скручивают, и вместе с памяткой упаковывают в пластиковые пакетики. Ритуал сопровождается чтением специальной молитвы, которую греки с древних времен используют для исцеления недугов и травм. Открытость не знала границ: игумен Ватопеда лично провел россиян потайным ходом монастыря, открыл замаскированные двери, показал секреты древних замков и запоров... Впрочем, на все про все у нас было меньше суток. Затем двери сокровищниц вновь закрылись для мирян. На год, или на века. А может - и на тысячу лет. На Святой Горе свои временные и пространственные стандарты, здесь никто, никогда и никуда не спешит. Вся власть - праотцам Вертикаль власти Святой Горы выстроена просто, прозрачно и демократично. На Афоне все решают 20 праотцев: игуменов крупнейших монастырей. Юридически Афон - греческая автономия, но очень напоминающее самостоятельное государство. Афон не платит Греции налогов, и у него отличный от остальной Греции календарь. На Святой Горе признают только Юлианское время: то есть календарь Юлия Цезаря, основанный на культуре летосчисления Древнего Египта. В России, кстати, он тоже когда-то действовал. И до сих пор, когда вы слышите уточнение "...по старому стилю" - это как раз отголоски Юлианского стиля. На Святой Горе свой собственный "часовой пояс". Паломникам, для простоты понимания, иноки указывают греческое время (минус час от Москвы), но сами свои часы настраивают по-византийски, то есть, отсчет ведется от захода солнца. Зимой разница между временем для паломников и для монахов отличается на пять часов, летом - на три. Афонское правительство называется Протатом. Формируется с демократической простотой: его образует Кинот, своего рода, совет игуменов-настоятелей всех крупнейших монастырей Святой Горы. Причем тут демократия? А игуменов выбирают сами монахи, причем, пожизненно. Чтобы впоследствии не отвлекаться на всякие перевыборы и прочую суету. Всего на Афоне 20 монастырей, которым принадлежит шестнадцать скитов и около семисот келий, хижин и отшельнических пещер в горах, куда поднимаются по веревкам. Свободной земли на полуострове нет, вся - в собственности у все тех же монастырей. Причем, уже очень давно: в 676 году византийский император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. Дар щедрый: "афонский палец" в длину 60 километров и от 8 до 12 километров в ширину. Без дам Для того, чтобы попасть на Святую Гору, россиянину нужны две визы: шенгенская и афонская. Называется афонская виза "диамонтирионом". К слову, если обычный шенген - это голографическая марка размером в страницу загранпаспорта, то диамонтирион - солидная бумага размером А4, которую можно после паломничества оформить в рамку и повесить на стену. На память Кому выдать диамонтирион, а кому отказать - решают в Карее - это столица монашеского государства. Как получить афонскую визу? Наиболее простой путь: через паломнический офис, которые есть во многих городах. Для примера: в Москве такой располагается в Черниговском переулке. Строго говоря, диамонтирион здесь помогают оформить бесплатно, но отдельно от паломнического тура в Афон его не получить. Стоимость предлагаемого двухнедельного тура 555 евро, включает перелет Москва - Салоники, трансфер, сутки в отеле в портовом городке Уранополис, паром. В самих монастырях, как уже отмечалось, денег за пищу и постой не берут, но проезд на автобусах и джипах-такси платный. При некоторых монастырях можно договориться о путешествии на мулах, но это очень недешевое удовольствие. Учтите, что на полуострове дорог между монастырями нет. Можно ли добраться до монастырей и скитов по суше? Опытные паломники говорят: да. Есть одна дорога, но там тоже таможня, и без визы не пустят. Естественный вопрос русского человека: а если обойти? Совсем искушенные паломники отвечают, что во время молебна таможня пустует, а вокруг нет ограждения... Но имейте в виду, что первое, что у вас попросят в любом монастыре - все тот же диамонтирион. Без этого документа вам не отворят врата. И уж совсем не лишним будет напомнить, что ни продуктовых магазинов, ни таверн в горах нет. И даже в порту, где таверны имеются, в архондарик (гостиница для паломников) без диамонтириона опять-таки не поселят. И наконец самое главное: паломником может быть только мужчина. Феминистки Евросоюза с недавних пор активно возражают, но Святая Гора соблюдает традиции. Аватон - запрет на посещение Святой Горы женщинами - установлен еще во времена царствования Константина Великого, то есть 1300 лет назад. Возможно, монахи и примут когда-нибудь женщин, но дайте им время. Давайте считать: первые христиане пришли сюда в VIII веке н.э. В IX веке - ввели аватон. Феминистки, наберитесь терпения: получается, что меньше ста лет на осмысление ваших инициатив инокам давать просто исторически невежливо. Дух горы - Не допускаются паломники в шортах, некоторые обители не разрешают рубашки с короткими рукавами, - предупреждает "Памятка паломника". - Запрещено курение на территории монастырей, купание в море, загорание на солнце, песни и светская музыка, мясная пища. Еще говорят, что на Афоне нет животных, за исключением тех, что используются в хозяйстве. Трапезы очень скудные, поскольку монахам в их земной жизни нельзя вообще ничем наслаждаться, включая еду. Впрочем, в реальной жизни все не так страшно. Собак на Афоне на самом деле не видно. Но много кошек. Впрочем, возможно, что они исполняют важную миссию - изгоняют мышей из монастырских кухонь. На древних каменных столах трапезной Ватопеда действительно нет ничего мясного. Но готовят повара-иноки превосходно: очень вкусные баклажаны, овощные салаты, каши. На каждом столе три бутылки: оливковое масло, яблочный уксус и... красное вино. Наша бутылка быстро опустела, монах принес другую. - Экологически чистый продукт, - с трудом выговаривая русские слова, улыбается грек-инок. В гостинице-архондарике нас на сон грядущий угощали узо. Ароматная анисовая водка во многих скитах и монастырях Святой Горы - первое, что предлагают путнику при встрече. Глоток анисовой часто полагается и на прощание. Подают ее в небольших стопочках. В качестве закуски стакан воды и рахат-лукум. Говорят, что такое угощение - древний обычай. - Учтите: она очень-очень крепкая, - предупреждает по-английски монах. Теоретически в греческом анисовом ликере должно быть 45 градусов, но даже после нескольких стопок автор этих строк не почувствовал опьянения. Решил продолжить испытание на других. Служитель архондарика великодушно доверил мне свое послушание: встречать паломников у дверей с подносом с узо, водой и лукумом. Встречаю, угощаю - тот же эффект. Водка никого не пьянит. Скорее всего, объяснение тому особая атмосфера Святой Горы и настрой паломника. Эмоции зашкаливают, ты буквально окружен реликвиями. Немного мест на планете, где в шаговой доступности столько мощей святых, чудотворных икон. Плюс совершенно невероятный воздух: с моря ветер несет запах водорослей, он перемешивается с монастырским ладаном и ароматами флоры Святой Горы. А еще - небо: после серого московского, оно какое-то нереально голубое. Трудности перевода Ватопед назван в честь истории спасения ребенка. Сына одного из византийских императоров во время шторма смыло в море. Позже ребенка нашли спавшим под кустом. Ватопед - от "вато" ("куст") и "педион" (ребенок). Сербский монастырь Хиландар по одной версии носит имя основателя, по другой - так именуется из-за своей формы. Он напоминает очертания византийского корабля "хеландион". Буквальный русский перевод: "шаланда". Расположенный высоко в горах Каракал назван в честь римского императора Каракаллы, который возвел на этом месте первые постройки. Парадокс в том, что император был язычником. Болгарский монастырь Зограф переводится как "Художник". С названием связаны чудеса: образы святых сходили с одних икон и отпечатывались на других. А в обители святого великомученика Пантелеимона на западном побережье полуострова традиционно очень много русских монахов, из-за чего обитель называют незатейливо-просто: "Русик". Кстати, русский язык понимают не только там. Иноки из нашей страны служат в разных монастырях и скитах. Также немало монахов-болгар, грузин, румын, сербов. Хотя в целом среди афонской братии преобладают греки. Им надо объяснить из какой ты страны - конечно же, по-гречески. Это несложно, запоминайте: "Я русский" - "Малиста, имэ росос" "...белорус" - "левкоросос" "...украинец" - "укранос" "... молдаванин" - "молдавос". Итак, первый шаг к Святой Горе сделан - необходимым паломническим минимумом греческого вы теперь владеете. Название: Re: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: elen-uralsk от Октябрь 22, 2011, 11:51:06 Большое спасибо. Очень интересно.
Название: Re: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: Администратор от Октябрь 23, 2011, 07:51:09 Цитировать Встречаю, угощаю - тот же эффект. Водка никого не пьянит. Скорее всего, объяснение тому особая атмосфера Святой Горы и настрой паломника. Эмоции зашкаливают, ты буквально окружен реликвиями. Немного мест на планете, где в шаговой доступности столько мощей святых, чудотворных икон. Вспомнилась ситуация из моей жизни. В университете с 3-го курса работал над экспертной системой. Придумал несколько оригинальных методов различных расчетов и других идей. А когда сдавал эту работу в качестве диплома (огромная пояснительная записка + куча плакатов), то как-то умудрился получить "хорошо". :( И это при том, что друзья, взяв себе простые темы и реализовав это всё в течение месяца максимум (диплом + написание записки), получили "отлично". После это помню, что пью стопки и никакого опьянения. Название: Re: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: Сергей от Октябрь 23, 2011, 06:25:27 Цитировать После это помню, что пью стопки и никакого опьянения. Интересно, при посещении других святых мест, у паломников тоже не бывает опъянения? Помню, в Дивеево жрали с одним благотворителем, тоже никак не могли опъянеть.Название: Re: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: Администратор от Октябрь 23, 2011, 06:44:10 Интересно, при посещении других святых мест, у паломников тоже не бывает опъянения? Помню, в Дивеево жрали с одним благотворителем, тоже никак не могли опъянеть. А что пили и чем закусывали ? :)Название: Re: Господь-Гора или почему дамам вход на Афон воспрещен Отправлено: Сергей от Октябрь 24, 2011, 06:46:20 Да кагор разливной, ну и больно то и не закусывали.
SMF - http://www.simplemachines.org
|