Приветствую всех участников форума! Хотел бы присоединиться к обсуждению тех вопросов, которые были поставлены в самом начале. По первым пяти вопросам хотелось бы высказать своё мнение в свете последних изменений в Уставе прихода, принятых на недавних заседаниях Священного Синода и на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы. Некоторые изменения коснулись вопроса власти на приходе. Согласно этим изменениям, высшим органом управления приходом является Правящий Архиерей епархии, а не Приходское собрание как раньше. И теперь Настоятель храма при назначении на эту должность автоматически становится Председателем Приходского совета (в исключительных случаях, по благословению и указу архиерея – другой священник или мирянин), т.е. старостой. Выборными должностями остаются только помощник председателя Приходского совета и казначей прихода. Этими изменениями Церковь вернула положение управления приходами до 1961 года, когда в результате активного вмешательства государства Церковь была вынуждена отдать управление приходов в руки светских властей в лице старост и Приходских советов. Теперь же это положение утратило свою силу, по инициативе Патриарха значительно усилена роль настоятеля в приходском управлении. Снова вернулся т.н. «административный контроль», подразумевающий и финансовый, над приходом. Конечно, с практической точки зрения, и я как настоятель смело могу это утверждать, такое положение дел на приходе очень удобно и будет намного эффективней, чем при прежней системе. Естественно, за настоятелем будет контроль как со стороны прихожан (в виде Рев. комиссии), так и со стороны епархиального начальства (не зря ведь указано на Правящего Архиерея епархии как на последнюю инстанцию в управлении приходом, что, впрочем, фактически было и раньше). Таким образом, все финансовые вопросы фактически решает настоятель, а уже на его совести как он потратит пожертвованные деньги. Господь его будет судить на Страшном Суде за все его деяния и каждый священник, я думаю, помнит об этом. А если и забывает, то Господь ему периодически об этом напоминает…
Что же касается проблемы «болящих» на приходе, то обычно в нормальных общинах с ними стараются быть милосерднее, помогают выйти из их состояния, причем не «вправлением мозгов», а любовью и терпением. С одной стороны, понимая и сочувствуя их состоянию, но с другой, пытаясь им объяснить всю пагубность их неправильного поведения, что такое положение усугубляет их духовное состояние, тормозит их духовный рост и развитие. То есть постепенно и со стороны духовенства, и со стороны прихожан должны быть попытки успокоения и достаточно терпеливого вразумления таких неадекватных прихожан. Если же они буйные, то здесь проблема должна решаться немного в иной плоскости…
И последнее, о чем хотелось бы сказать. В нормальных общинах взаимоотношения людей разного социального положения и достатка обычные, на равных. В храме Божием, как и на Страшном Суде, все одинаковы. Но каждый ответит в связи с тем, что Господь дал человеку в земной жизни. То есть бедный ответит как бедный, богатый – как богатый… На что употребил таланты бедный, а на что свои богатства и возможности – богатый. Кому много дано, с того много и спрашивается… А отношения всегда ровные, все молятся в одном храме, не обособляясь на какие-то социальные группы. А бывает такое, что в храме богатые люди более открыты и готовые помочь каким-то бедным прихожанам, и здесь существует взаимовыручка и помощь.