Готовлю официальное обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Валентину, Председателю паломнической службы Оренбургской епархии «Сретение» протоиерею Димитрию.
Выставлю предварительный текст обращения на форумах Сети (православных и мирских) на всероссийское обсуждение. Имена и фамилии руководителя паломнической группы и сопровождающего священника в нем не названы. Вместо них фигурируют Руководитель и Священник.
Я участвовал в пяти паломнических поездках по святым местам России и Украины. В этом году (30.08.-11.09.) съездил по святым местам Восточной Украины и Крыма. Группой руководил опытный Руководитель (стаж организации паломнических поездок и руководства группами паломников - более 10 лет). Сопровождал паломников Священник (иерей). Поездку совершали на автобусе. В два последних дня поездки произошли события, которые повергли меня в смятение. В соответствии с планом паломнической поездки утром 10 сентября мы должны были приехать в Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь (близ села Дивногорье, Воронежская область, Россия). Выехать из него должны были 11 сентября после 12 часов дня. После этого посетить в Воронеже святой источник, потом поехать домой в Оренбург. Прибытие в Оренбург планировалось 13 или 14 сентября. Однако сразу же по прибытии на место стоянки автобусов около монастыря начались странности. Руководитель предложил паломникам выбор: пробыть в монастыре до дневной трапезы 10 или 11 сентября. Несколько человек с передних сидений автобуса прокричало: «Поедем домой сегодня». На этом основании Руководитель принял решение о сокращении (относительно плана) пребывания в монастыре до нескольких часов. Мое отношение к этому однозначно. Он обманул тех паломников, которым при оплате поездки обещал то, что в Свято-Успенском Дивногорском монастыре они проведут более суток. Монастырь находится в дивном по красоте месте. Был прекрасный день - голубое небо, белые облака, прохладный ветерок и теплое солнце. Планировалась всенощная. Никаких форс-мажорных обстоятельств для невыполнения программы паломнической поездки не имелось. Но буквально через несколько минут Руководитель изменил свое решение. Сказал, что паломники к монастырю не пойдут и отъезд будет через несколько минут. Я не удержался и начал мягко протестовать. А Священник - уговаривать его дать паломниками полтора часа на осмотр монастыря. На территории монастыря Священник провел собрание паломников. 14 человек из них высказалось за выполнение программы - то есть за то, чтобы ночь провести в монастыре. По этим результатам он поддержал решение Руководителя об отъезде из монастыря в этот же день, поскольку на выполнении программы настаивала меньшая часть группы. Мое отношение к этому тоже однозначно. Такие вопросы голосованием не решаются. Фактически Священник пытался легитимировать (освятить имение Русской Православной Церкви) обман тех паломников, которые заплатили деньги за полную программу паломнической поездки, включая нахождение более суток в монастыре. А процедура голосования - это демагогия, прикрывающая обман. Свое мнение довел до Священника. Потом была мягкая по форме, но суровая по содержанию проповедь монаха: поступки человека определяются не обстоятельствами, но им самим. Священник изменил свое позицию по поводу сроков пребывания в монастыре. Он что-то объяснил паломникам, тем, которые торопились домой за счет сокращения программы паломнической поездки и прямого обмана тех, кто был настроен на ее выполнение. Все паломники вняли увещеваниям Священника и решили остаться в монастыре на ночь. Пообедали. Священник договорился о размещении паломников в монастыре на ночь. Но Руководитель дал команду на немедленный отъезд в Оренбург. Святой источник в Воронеже мы не посетили. В Оренбург прибыли 11 сентября в 15 часов на двое или трое суток раньше запланированных сроков. При переезде обстановка в автобусе была гнетущей. В этом деле имеются три осложняющих обстоятельства. Кого обманул Руководитель? Людей бедных, которые не имеют возможности ездить по «кипрам-турциям». Людей, которые по душевной слабости не могут отстаивать свои права, права гражданина России. В данном случае, право получить то, что было обещано, за что они заплатили свои деньги. А заплатили они и за нахождение более суток в дивном месте - Дивногорском монастыре. И в этот обман были вовлечены паломники, которые торопились домой. В основном, это костяк группы, которая сформировалась вокруг Руководителя. В Дивногорском монастыре они бывали не раз. И их не волновало (до увещевания Священника) желание других паломников провести там ближайшие сутки. Третье обстоятельство: Руководитель публично и в грубой форме подорвал авторитет священнослужителя Русской Православной Церкви - иерея. Как мне теперь относиться к тому, что я услышал от него в доверительных беседах? Я кратко переговорил с Руководителем. Довел до него свое мнение: лично он обманул паломников. Предупредил, что эту ситуации опишу в своем обращении к Патриарху Кириллу с отсылкой копий в Оренбургскую епархию и паломническую службу «Сретение». Все это было сделано в очень спокойной манере, «в полголоса». Но утром, на подъезде к Оренбургу Руководитель усугубил ситуацию. В своем обращении к паломникам он кардинально исказил то, что произошло около Дивногорского монастыря. Попросту говоря, он врал людям, которые сами были участниками этой ситуации и видели все своими глазами и слышали своими ушами. Кроме того, он клеветал на меня: «Некоторые собираются пойти в епархию и написать кляузу на Священника». Обращение к Патриарху Кириллу - не кляуза! Маневр Руководителя понятен. Священник пользуется у паломников заслуженной любовью и этой клеветой он натравливал их на меня. Зачем? Зачем это было делать? Зачем пожилому человеку (75 лет), руководителю группы паломников врать и клеветать? Зачем врать и клеветать человеку, который во время паломнической поездки рассказывал нам о православных подвижниках, святых местах и чудотворных иконах? В этой ситуации я вынужден был публично перед всеми паломниками, Руководителем и Священиком высказать свою позицию. Публично обвинил Руководителя в обмане паломников, во вранье и клевете. Никто из паломников не попытался оправдать Руководителя, поскольку я сказал правду, которую они знали сами. Только две участницы указали на мои неправильные поступки, которые я совершил во время поездки. Указали справедливо. Человек я слабый и это осознаю. Но дело то не во мне. Как уже написал, я в смятении. Как быть? Сохранить смирение паломника и простить все то, что вызвало в моей душе глубокое неприятие? Или твердо и осознанно вынести эти вещи на всеобщее обсуждение? Но реально выбора у меня нет. Моя душа и мой разум, мое достоинство православного человека, моя совесть гражданина России не готовы не только мириться с тем, что я видел, но и с тем, что то же самое может происходить и с другими паломниками. Какие духовные плоды принесут им такие поездки? Обращаю внимание, что в моем обращении содержится два аспекта: формально-юридический (Руководитель обманул паломников) и нравственный (как в этой ситуации должен вести себя православный человек). На эти вопросы я и хочу получить ответы. Убежден, что от открытого, честного и спокойного обсуждения этой ситуации будет польза и Русской Православной Церкви, и ее паломническим службам, и будущим паломникам, и конкретным людям, в том числе, Руководителю, Священнику и мне. Электронный адрес этого обращения отошлю Священнику, руководителю округа, в котором он служит, и руководителю паломнической службы «Сретенье». Хотелось бы увидеть здесь и их позицию по описанному случаю.
Анатолий Матвеевич Тюрин, крещенный в Православyй церкви, в вере не стойкий. 15.09.2013 г.
|