Ноябрь 15, 2024, 08:57:43 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Что такое "византизм"?  (Прочитано 12241 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« : Июнь 05, 2010, 12:03:12 »

Открыть тему вызвало маленькое, сделанное вскользь, замечание Светланы:

... православие не есть секта мрачных бабушек, сосредоточенных  на выполнении византийских обрядов.

Термин "византизм" у всех на слуху из-за появления в свет "Дневников" протопресв. Шмемана и из-за откликов на эти "Дневники". Оказывается, Шмеман очень не любил византизм в Церкви. А что же это такое - византизм?

И что плохого в сосредоточенном исполнении византийских обрядов? Непорядок в чем - в "сосредоточенном" или в "византийских"? Или в "обрядах"?
 
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
Администратор
Administrator
Эксперт
*****
Сообщений: 4408



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : Июнь 05, 2010, 12:35:07 »

Я думаю, что опасность в том, что богослужение превращается в красочное шоу.
И многие люди во время богослужения не столько думают о своем спасении и своих грехах, о самом смысле богослужения, сколько просто любуются этим зрелищем.
Записан

http://palomniki.su/donate.htm - помощь проекту palomniki.su
http://bricksite.ru - разработка сайтов на заказ.
kraspalomnik
Moderator
Пользователь
*****
Сообщений: 214


Светлана, Красноярск


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : Июнь 05, 2010, 03:08:51 »

Спасибо за вопрос, Ирина.
Несколько лет назад на лекции нашего замечательного богослова о.Геннадия Фаста я спросила: "В  песнопении Царице моя преблагая есть слова "не имамы иныя помощи разве тебе", а как на счет Николая Чудотворца, прочих святых, Самого Господа?" Он ответил, что подобные обороты и есть византийское наследие.
Исполнение обрядов считаю важным, ибо не протестантка Улыбающийся
Но обрядоверие (эх, не судите) достает.
(интернет "глючит", я бы болЬше  написала, но3й раз переписываю   Злой)
Записан

Паломнический центр храма Иоанна Предтечи при Архиерейском доме
palomnik2
Эксперт
*****
Сообщений: 1443


Семён


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #3 : Июнь 06, 2010, 09:17:56 »

Пару лет назад прочитал занятную книгу Леонтьева "Византизм и Славянство". Мысли его были очень сходны с моими, поэтому, не ручаюсь за дословность, повторю его определение:

Византизм есть стройная и определённая система взглядов, ценностей, представлений о религии, образованности, культуре,  государственности, философии и художественных ценностях.

Далее автор весьма подробно раскрывет, в чём же этот византизм состоит. Заключениям его я весьма доверяю, поскольку они не умозрительны, а сделаны им во время работы русским консулом в Эпире.
Записан
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : Июнь 06, 2010, 11:31:56 »

Из "Дневников" Шмемана. 

 “Я не люблю, не могу любить Православной Церкви… и бабьего благочестия… Все эти дни – наслаждение от зимних Олимпийских игр в Инсбруке по телевизии” (Дневники, с. 248-249). А вот другие цитаты из его дневников: “ложь, подделка, дешёвка этого самодовольного, тупого, сентиментального «русского Православия»… Как я бесконечно устал от всего этого «православизма», от всей этой возни с Византией, Россией, бытом, духовностью, Церковью, церковностью, благочестием…” (с. 331).
            “Я… всё больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех – синоним Православия… Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует – и так страстно! – православных” (с. 237).
            “Как я устал от своей профессии… Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли” (с. 17).
               Не надлежало ли в таком случае прот. А.Шмеману в своё время сменить «профессию», раз она его так угнетала? Вот ещё несколько нетрадиционных высказываний так обожаемого современными либералами от Православия, уставшего от своей «профессии» протопресвитера: “Отчуждение чувствую по отношению ко всему типично русскому «уюту» храма, к русскому благочестию, в котором мне всегда чудится какое-то тупое самодовольство…” (с. 215).
           “«Духовность», «церковность» – какие это двусмысленные и потому опасные понятия” (с. 73). “Разговоры… о той «церковности», к которой я всё сильнее испытываю настоящую аллергию… Больная религиозность. И все эти побеги – кто в Византию, кто в «Добротолюбие», кто на остров Патмос, кто в иконы” (с. 48).
             И ещё одна цитата: “Вся эта восторженная и пустозвонная возня с «духовностью», «умным деланием», «православием», «паламизмом», вся игра в религию, начиная с самого богословия – наступает момент когда всё это просто давит унынием”

http://www.blagogon.ru/digest/80/

          Итак,  сосредоточенное исполнение византийских обрядов бабушками - это то, что так обрыдло протопресв. Шмеману, или не то?
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : Июнь 06, 2010, 11:49:57 »

Цитата: palomnik2  link=topic=255.msg2996#msg2996 date=1275848276
Пару лет назад прочитал занятную книгу Леонтьева "Византизм и Славянство". Мысли его были очень сходны с моими, поэтому, не ручаюсь за дословность, повторю его определение:

Византизм есть стройная и определённая система взглядов, ценностей, представлений о религии, образованности, культуре,  государственности, философии и художественных ценностях.
Ну, и как по Леонтьеву? Русь - наследница Византии, или от византийского наследия Русской Церкви надо было избавляться?

Другими словами, являлась ли Византия Вторым Римом, а Русь третьим?

Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : Июнь 07, 2010, 12:14:53 »

Несколько лет назад на лекции нашего замечательного богослова о.Геннадия Фаста я спросила: "В  песнопении Царице моя преблагая есть слова "не имамы иныя помощи разве тебе", а как на счет Николая Чудотворца, прочих святых, Самого Господа?" Он ответил, что подобные обороты и есть византийское наследие.
Исполнение обрядов считаю важным, ибо не протестантка Улыбающийся
Но обрядоверие (эх, не судите) достает.
"Царице моя преблагая" - это молитва. А слова "не имамы иныя помощи" - это из молебного канона Богородице, который мы все призваны читать перед Св. Причастием. Творение Феостирикта монаха.
         Наверно, о. Геннадий хотел сказать, что этот канон был составлен в Византии, а потом уж был переведен на ц.-славянский.
         Потому что в этом же каноне  есть слова "...яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству".

     У современного нам великого святого Иоанна Сан-Францисского (Максимовича) есть статья, что обращение к святым Божиим равно обращению к Богу.
      А Божия Матерь - это человек, обоженный как никто из смертных. Назвать Бога-Слово Сыном может только Она и Бог-Отец. Видите, с Кем вровень Она стоит!

         А вот у баптистов таких разномыслий нет. У них все правильно. Молятся только Богу. Св. Писание знают наизусть. Никакого византизма у них нет.  Да и их собрания в молельных домах "красочным шоу" никак не назовешь.  Одна голая суть, вроде бы... А сути-то и нет! Отчего так?
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
Администратор
Administrator
Эксперт
*****
Сообщений: 4408



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #7 : Июнь 07, 2010, 07:03:32 »

Но с другой стороны, самые первые христиане (I-III века) на своих службах обходились без "византизма", и, тем не менее, мы их не считаем за чужих.
Что же касается баптистов, то я думаю, что проблема их не в "византизме", а в Евхаристии. Все-таки просто собрание и Литургия - не одно и то же.
И один раз видел видеосъемку "службы" Богородичной секты. В общем, никакого разума, одни эмоции. По сцене под бравурную музыку вышагивают мужики в священническом облачении с хоругвями, а тетки сидят и со слезами радости прхлопывают им в такт.
Так сказать, шоу, доведенное до логического завершения Улыбающийся
Записан

http://palomniki.su/donate.htm - помощь проекту palomniki.su
http://bricksite.ru - разработка сайтов на заказ.
palomnik2
Эксперт
*****
Сообщений: 1443


Семён


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #8 : Июнь 07, 2010, 11:47:37 »

Ну, и как по Леонтьеву? Русь - наследница Византии, или от византийского наследия Русской Церкви надо было избавляться?
Другими словами, являлась ли Византия Вторым Римом, а Русь третьим?
Всё сложнее.
Русь и близко тогда не доросла до уровня Византии. Слишко "простая" (в определении Леонтьева) нация. не неразвитая, а именно простая. Скажем так , территория,  испытавшая на себе сильнейшее византийское влияние, но не византированная в полном смысле этого слова.
Вопроса о Римах он не ставил. Он лишь рассматривал Славянство и Византизм, которые уже по определнию различны.
Записан
Администратор
Administrator
Эксперт
*****
Сообщений: 4408



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #9 : Июнь 07, 2010, 12:58:51 »

Просмотрел заметки о "византизме".
Сразу возникает вопрос. А стоит ли на этом заморачиваться вообще ?
Византия и Московская Русь - это абсолютно разные государства и этносы по определению.
Все отличается - и уклад народа, и география, и климат, и история, и политика, и экономика ...
Записан

http://palomniki.su/donate.htm - помощь проекту palomniki.su
http://bricksite.ru - разработка сайтов на заказ.
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : Июнь 07, 2010, 02:07:21 »

Напомню, что Византия - это второй Рим,  то есть второе в истории крупнейшее православное государство. а Русь - третий Рим, третье крупнейшее православное государство.

Но речь не о сравнении Византии и Руси. Речь о "византизме" как о некоем наследии, имеющемся в жизни Русской Церкви. По мнению о. Шмемана, это синоним "бабьего благочестия". По мнению Светланы, это обрядоверие. По мнению о. Геннадия Фаста, это недочеты в литургичском предании Церкви (тут могу ошибаться Улыбающийся)

    Вопросы: является ли обрядоверие синонимом византизма?  Чем плохо обрядоверие? И действительно ли обрядоверие - это наследие Византии? Или это наше, родное? 
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
Администратор
Administrator
Эксперт
*****
Сообщений: 4408



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #11 : Июнь 07, 2010, 02:48:13 »

Цитировать
Чем плохо обрядоверие? И действительно ли обрядоверие - это наследие Византии? Или это наше, родное?
На мой взгляд, обрядоверие - это, когда наиболее весомыми аргументами для похода в храм являются фразы типа : "У нас такой красивый храм. У нас так хорошо поет хор. У нас тако-о-ой благодатный батюшка-молитвенник ...  " и т.д.
И вследствие этого духовная польза в лучшем случае заменяется эстетическим наслаждением, по сути малополезным для духовной жизни. Как от похода в музей, прочтения книги или просмотра фильма. Но при этом остается уверенность в том, что это и есть духовная жизнь.
Это все равно, что на те же деньги человек будет покупать не полезную для здоровья еду, а ту, которая в красивых обертках, вкусно пахнет и хорошо отрекламирована, например, гамбургеры с колой.
Либо покупать не ту книгу, в которой более полезная информация, а ту, в которой более яркая обложка и более яркие картинки.

Насчет происхождения - думаю, это следствие человеческой природы. Нежелание думать, анализировать, косность, стадный инстинкт и т.д.
Записан

http://palomniki.su/donate.htm - помощь проекту palomniki.su
http://bricksite.ru - разработка сайтов на заказ.
kraspalomnik
Moderator
Пользователь
*****
Сообщений: 214


Светлана, Красноярск


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : Июнь 10, 2010, 09:52:27 »

"Царице моя преблагая" - это молитва. А слова "не имамы иныя помощи" - это из молебного канона Богородице, который мы все призваны читать перед Св. Причастием. Творение Феостирикта монаха.
   

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе,о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши, во веки веков.
Пресвятая Богородице, просвети нас светом Сына Твоего! Аллилуиа!(3)

Еще вот размышления о. Иоанна Мейендорфа (ну, почти Шмеман Улыбающийся)
Псевдо-Дионисий оказал огромное влияние на литургическое богословие и богословие таинств, и влияние это прослеживается в мельчайших деталях богослужения и устройства Церкви. Так, в его объяснении Евхаристии благодать и божественное присутствие описываются как своего рода божественные энергии, струящиеся через отдельных людей. Такое толкование в конце концов привело к тому, что византийцы стал" видеть в некоторых церковных обрядах как бы заслон защиту от чрезмерной благодати, которая без посредников была бы всепоглощающей и невыносимой простых смертных. Чтобы оградить мирян от чересчур мощного потока благодати, закрываются Царские врата во время анафоры. Иконостас с открывающимися закрывающимися дверями контролирует "дозировку) благодати, которую ни в коем случае нельзя получит всю сразу, "в один прием". Несомненно, такого понимание, которое мы обнаруживаем у того же Никиты Стифата и у многих других византийских богословов, связано с заимствованной у неоплатоников идеей эзотерического посвящения, с одной стороны, и с придворным церемониалом - с другой.
Введение в святоотеческое богословие. Киев, 2002 С.280 или в интернете
http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/meiendorf_vvedenie_v_bogoslovie_29-all.shtml
Вот "придворный церемониал" на мой взгляд и есть "византизм". Да, Христос - Царь, почести царские важны, но, может, опоздать к началу богослужения, но примириться с ближним? Может, ничего страшного, если епископа кто-то батюшкой назовет? И если (о ужас) задеть лампадку перед иконой, не выгнать вон этого неловкого?
У нас традиция есть (не каждый раз, но бывает) - стелить под ноги архиепископу платки, шарфы, чтоб он по ним прошел и посохом потюкал. Не участвую.
Записан

Паломнический центр храма Иоанна Предтечи при Архиерейском доме
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : Июнь 13, 2010, 09:17:02 »

Просмотрел заметки о "византизме".
Сразу возникает вопрос. А стоит ли на этом заморачиваться вообще ?
Византия и Московская Русь - это абсолютно разные государства и этносы по определению.
Все отличается - и уклад народа, и география, и климат, и история, и политика, и экономика ...
Вера.  Вера одна. Православие. Византия была хранительницей неповрежденной веры.  Потом Русь.
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
irina-frolkina
Пользователь
***
Сообщений: 441


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : Июнь 13, 2010, 10:41:10 »

...яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы...
Точно.  В замешательстве

Цитировать
Несомненно, такого понимание, которое мы обнаруживаем у того же Никиты Стифата и у многих других византийских богословов, связано с заимствованной у неоплатоников идеей эзотерического посвящения, с одной стороны, и с придворным церемониалом - с другой.
   Не только неоплатоников тут надо вспомнить, не только восточный пышный "церемониал", но и Бытие,  книгу Исход. Моисей  не велел никому ходить вместе с ним на Синай. Более того - провел на горе Синай черту, заходить за которую было простым людям нельзя, и она, эта черта, видна до сих пор. Святыней является.
  И это не была дискриминация. Улыбающийся  По слову Иоанна Златоуста - у тех, кто дерзнул бы перейти черту, душа вышла бы из тела и устремилась бы за Господом. А это неправильно, потому что земное поприще необходимо пройти до конца, положенного Богом же. Тяжела благодать Божия человеку грешному.
    Странно, что этого не знали такие крупные богословы. 
    А знаете, что сказал один простой-препростой, но несомненно Божий  человек, когда я с ним разговорилась на эту тему? "Видно, мало благодати получали они..." Улыбающийся

Цитировать
Вот "придворный церемониал" на мой взгляд и есть "византизм".
Я очень и очень благодарна Вам, Светлана, за то, что Вы объяснили мне, что византизм - это, собственно говоря, все то, что накопила Церковь, начиная с 4-го века. А я и не знала. Я думала, что это понятие Уже. Оказалось, что византизм - это и литургика, и патрология (Никита Стифат Улыбающийся), и Никея, и Халкидон.  А до-византизм, чистый и незамутненный - это первохристиане, о которых мы знаем очень мало, и к опыту которых поэтому апеллируют все, начиная от Лютера и кончая  всяческими  адвентистами.

  Про церемониал. В наше время никто не знает смысла этого церемониала. Да и сам церемониал мало кому известен. Те, кого мы именуем уставщиками,  знают кое-что, но этого недостаточно, чтобы уяснить смысл богослужения.  Для них есть "здесь тропарь, здесь поем на шесть, здесь поем на двенадцать, здесь "Чашу...", здесь..."    И даже это, по нынешним временам, высочайшая и редчайшая квалификация.   В 19 в. был Скабалланович, в 20-м владыка Афанасий (Сахаров). Вот это были литургисты!  Только очень много зная, можно вникать в смысл. Только тогда он откроется.

   Учебник Красовицкой по литургике начинается удивительным примером: однажды решено было воссоздать Всенощное Бдение так, как оно должно быть по Типикону.  Ничего не опуская и нигде не умствуя.   На всю ночь.  И вот - началО разворачиваться удивительное, глубоко торжественное богослужение, в котором никто ничего не понимал...   Богослужение, которое удивительно преобразило, подняло всех присутствующих, но оно было обращено не к людям, нет! Не для людей оно было! Оно было - для Господа Бога, сотворшего вся. И  было оно - максимумом того, на что способны люди-БОГОВИДЦЫ  для Господа, чтоб хоть как-нибудь угодить Ему, чтоб не осквернить осиянное внимание Его словами, не из того сделанными...       

Цитировать
Христос - Царь, почести царские важны, но, может, опоздать к началу богослужения, но примириться с ближним?
А как это возможно противопоставлять? Как это возможно расставить по пунктам в порядке умаления? Да, примирись с ближним. А потом - приди, будь любезен, к началу богослужения. Подчеркну - БОГОслужения!

Цитировать
Может, ничего страшного, если епископа кто-то батюшкой назовет?
По незнайке - может, и ничего. А если по небрежению - плохо.

 
Цитировать
И если (о ужас) задеть лампадку перед иконой, не выгнать вон этого неловкого?
Выгонять, наверное, не надо. Хотя меня много раз выгоняли по мере воцерковления, и я этим людям (кто меня выгонял) сейчас ужас (о ужас)  как благодарна. Хотя тогда, в тот момент бухтела - мама не горюй.
   
Цитировать
У нас традиция есть (не каждый раз, но бывает) - стелить под ноги архиепископу платки, шарфы, чтоб он по ним прошел и посохом потюкал. Не участвую.
Буквально месяц назад и я бы не участвовала.
Так случилось, что в моем храме теперь проходят бОльщей частью архиерейские службы.
И пожаловалась я на это одному оптинскому монашествующему...
Мол, надоели мне все эти рипиды и трикирии, и хождения кругом.
Он так обалдел! Он был потрясен!
Он сказал: "Это почести, возносимые Господу нашему Иисусу Христу, и архиерею как Христу, а ты косорылишься!" Я застрадала и раскаялась...
    Раскаялась до того, что присоединилась бы на данный момент к тем, кто постилают "платки и опоясания" под ноги носителю апостольской благодати. Что, собственно, и написано в "Деяниях" про апостола Петра.
Записан

Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы.
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в: