Июль 17, 2019, 06:07:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Забытые святыни Селижаровской земли  (Прочитано 9896 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Денис
Пользователь
***
Сообщений: 206



Просмотр профиля Email
« : Февраль 17, 2011, 06:03:48 »

ГОРЫШИНО

          «У природы нет плохой погоды». Это теоретически. А практически… Терпеть не могу зиму. Хотя бы за то, что путешествовать тяжеловато. То ли дело летом. А сейчас остаётся тоскливо смотреть в окно и вспоминать о том, что было летом. А летом было много чего. Но здесь я хочу вспомнить только об одной своей поездке. Вернее даже не о всей поездке, а только о некоторых её моментах. На майские праздники я посетил много интересных мест  в Тверской области. Но особенно запомнились тихие, заброшенные, забытые всеми места. Здесь речь пойдёт об окрестностях Селижарова. Про само Селижарово говорить не буду, про него и так все знают. Говорить об Оковецком Святом источнике тоже не буду. Скажу лишь о тех местах, где ни туристов ни паломников не бывает вовсе.
          Много в России храмов, жестоко пострадавших в безбожные времена. Одни из них возрождаются, а другие постепенно разрушаются и исчезают с лица земли. И зачастую не от того, что вокруг живут плохие люди, а оттого, что людей поблизости уже почти и не осталось вовсе. А ведь при освящении любого храма к его престолу преставляется ангел-хранитель. Проходят годы, века, тысячелетия. Храмы ветшают и разрушаются. Зачастую от них не остаётся и следа. Но в другом, невидимом нашему глазу мире, храм продолжает стоять. И у его престола несёт свою незримую службу ангел-хранитель. И будет нести до конца света. Поэтому даже разрушенный и осквернённый храм всё равно остаётся святым местом.
          Горышино впервые упоминается в летописи в 1335 году, так что его с полным правом можно назвать одним из древнейших поселений селижаровского края. В грамоте 1371 года литовского князя Ольгерта к патриарху Филофею он назван в числе литовских городков, захваченных войсками великого московского князя Димитрия Ивановича. На существование здесь городка указывает и название деревни Вышегород (кстати пока не отайниченной), расположенной на Волге «выше города», то есть Горышина. Однако в ХV веке граница Литвы была отодвинута далеко на Запад и укреплённый город потерял своё стратегическое военное значение. Однако он оставался волостным центром и был вотчиной Селижарова монастыря.
           В 1582 году Селижаровская слобода была сожжена литовцами, заодно они сожгли и все селения по правому берегу Волги, в том числе и Горышино. Так городок Горышино прекратил своё существование. Остался только погост. Здесь в 1773 году и была построена Никольская церковь. Храм имел два престола в честь Святителя Николая и Архангела Михаила. Архитектура храма несколько необычна. Особенна ротонда, венчающая колокольню. А недалеко от входа в храм высится высокий курган с крестом на вершине. Что это за курган ? Откуда он здесь ? Никто не знает. Может быть под ним покоится русский или литовский князь. А может быть здесь было древнее языческое капище. Нам этого уже не узнать. Но подняться сюда стоит. Вид отсюда открывается неповторимый.

     Помните Николая Рубцова :

Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозгного раздора
Я в этот миг увижу наяву…
[/i]

          Ещё пару слов о храме. Храм сильно разрушен. Но он всё равно остаётся храмом. Поэтому некоторые правила при его посещении соблюдать всё-таки необходимо. Во-первых разумеется не курить в храме и не мусорить. Поскольку храм не действующий, то не будет ничего страшного, если женщины зайдут внутрь в брюках и с не покрытой головой. Но для мужчин даже в развалины храма рекомендуется входить, только сняв головной убор. Алтарь – особо святое место. Даже в разрушенном храме женщинам вход в алтарь непозволителен. Если хотите посмотреть что внутри, то можете встать в дверях алтаря и посмотреть оттуда, но это можно делать только через боковые «дьяконские» врата. Для мужчин в алтарь входить можно. Но даже в развалинах некоторые правила соблюдать необходимо. Ни в коем случае нельзя входить через центральные «царские» врата, они только для священников. А для вас боковые «дьяконские» врата. Перед тем как в них войти необходимо трижды перекреститься с поклоном после каждого раза. Будет просто замечательно если вы привезёте с собой хотя бы маленькую иконку и оставите её в храме. Ну и разумеется не забудьте прочесть здесь хотя бы маленькую молитву, уж «Отче наш» сейчас почти все знают, в крайнем случае помолитесь вкратце хоть своими словами обо всех разрушенных русских храмах. 

 И напоследок ещё несколько слов поэта :


Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы…
[/i]

          Ну что ? Лирическую часть прочитали ? Теперь в путь. Видите на карте Селижарово ? А из него дорога на юг ? Нам с вами туда. По карте кратчайшая дорога из Селижарово до деревни Краски, а там свернуть с трассы и прямиков в Лошаково. Мы тоже туда дёрнулись. Ага… Не тут то было. Может быть летом там и можно пробраться полями и лесами. Но в мае это просто нереально. Расспросили местных жителей. «Да там и раньше то никогда дороги не было, а сейчас тем более» – сказали нам они. Так что эту дорогу мы советуем только маньякам, которые любят заниматься вытаскиванием машин из болота. Всем остальным лучше ехать по дороге до села Манина Гора, там будет поворот на Ольхово и далее Борисово. Дорога асфальт и хороший грейдер. Любая пузотёрка до Борисово доедет без проблем. А вот дальше… До нужного места километра три по сельской раздолбайке и километра полтора пешком. В хорошую погоду можно попробовать эти три километра проехать и на недоприводе. Всего три-четыре засадных места. Дорога фиговая, но не смертельная. Хотя лично я бы на недоприводе не поехал, по крайней мере в мае. Хотя летом может и подсохнет. На полном приводе езжайте смело. Но на каком бы танке вы не ехали, вряд ли вы доедете дальше деревни Лошаково. Здесь машину лучше бросить и оставшиеся полтора километра прогуляться по лесной дорожке. Хотя лично мы оставили свою «Ниву» чуть недоезжая Лошакова у очень глубокой лужи N 56.44.518, Е 33.40.187 и дальше пошли пешком. Одевать ли сапоги ? Как хотите. Дорога конечно грязная и мокрая. Но лично я, прыгая с кочки на кочку, добрался до места не промочив ноги в городских полуботинках. Итак, вход в церковь N 56.44.899, Е 33.40.803. Курган N 56.44.897, Е 33.40.696. Удачи.


* 01-Храм в Горышино.jpeg (210.45 Кб, 1100x825 - просмотрено 978 раз.)

* 02-На крыше храма растут огромные деревья.jpeg (255.43 Кб, 825x1100 - просмотрено 823 раз.)

* 03-Внутри храма.jpeg (153.21 Кб, 1000x750 - просмотрено 777 раз.)

* 04-Курган.jpeg (229.05 Кб, 1000x750 - просмотрено 814 раз.)

* 05-Крест на вершине кургана.jpeg (237.79 Кб, 1100x825 - просмотрено 803 раз.)
Записан
Денис
Пользователь
***
Сообщений: 206



Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : Февраль 17, 2011, 06:06:16 »

ПОГОСТ  ГОЛЕНКОВО

          На берегу реки Тихвины, что впадает в Селижаровку находится древнее село – Погост Голенково. Главным украшением села безусловно является нарядный храм в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенный в русско-византийском стиле. Рядом с церковью, на церковном кладбище стоит часовня-усыпальница, облицованная красным гранитом. С западной стороны храма – стройная колокольня, которую видно за несколько километров.
          Впервые письменное упоминание Голенково мы встречаем в духовной грамоте князя Федора Борисовича Волоцкого, «который в 1506 году пожаловал его Селижарову Троицкому монастырю». Из указа Консистории от 14 июня 1748 года мы знаем, что церковь существовала «почти на том же месте и до литовского разорения и в том же наименовании». Однако в смутное время все окрестности были разорены, церковь опустела, ветшает и к середине 18 века полностью разваливается. В 1748 году здесь остаётся только маленькая деревянная часовня. Однако на средства прихожан уже в 1752 году была построена новая небольшая деревянная церковь, простоявшая более ста лет. А в 1882 году местный помещик построил новую каменную церковь по оригинальному проекту. Именно эта церковь стоит и поныне.
          А помещиком тем был Александр Иванович Ветлиц – отставной капитан. Сам Александр Иванович и его супруга Ольга Алексеевна покоятся в родовой часовне-усыпальницы, что и сейчас стоит рядом с храмом. А рядом могилы священников, служивших в этой церкви в разные годы. В том числе и могила священника протоиерея Петра Воинова (см.фотографию слева), пострадавшего в годы гонений.
          В Никольском храме три престола. Главный во имя Святителя Николая, два других во имя Казанской иконы Божией Матери и Рождества Христова. Самое поразительное во внутреннем убранстве храма, это без сомнения два сохранившихся фаянсово-эмалевых иконостаса, изготовленных «Товариществом М.С.Кузнецова» в XIX веке и несколько таких же напольных подсвечников. До революции было изготовлено около 30 таких иконостасов, но большинство из них было уничтожено в безбожные времена. До наших дней сохранилось всего три таких иконостаса в России и два за границей. Никольский храм никогда не разорялся и не осквернялся. Было время, когда он был закрыт и службы в нём не велись. Но прихожане всё это время сохраняли и сберегали свой храм. В 1943 году храм вновь открывается. На протяжении большого времени это был единственный действующий храм во всём Селижаровском районе. Сейчас храм действует и в нём регулярно проводятся службы. Службы проводятся по воскресеньям, а также великим и двунадесятым праздникам по утрам в 9.30. Если вы приехали во внеслужебное время, то у вас всё-таки есть небольшой шанс попасть в храм. В двухэтажном деревянном доме на территории храма живёт Галина Евгеньевна. Если вы её застанете, то можете попросить открыть храм. Но будьте осторожны у крыльца дома большая собака. Цепь у неё короткая, по территории храма гулять можно безопасно, но на крыльцо вы без разрешения собачки точно не попадёте.
          В безбожные времена многие священники Никольского храма пострадали за Веру Христову. Долго мотались по лагерям священники Петр Воинов и Алексей Бурлаков, а священник Василий Барбашинов погиб в тюрьме.

     Вспоминая обо всех мучениках за веру невольно вспоминаются стихи иеромонаха Романа :

Россия-Русь ! Куда б ты не неслась
Оборванной, поруганной, убогой, -
Ты не погибнешь ! Ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога.


* 11-Храм.jpg (115.41 Кб, 1229x922 - просмотрено 791 раз.)

* 12-Фарфоровый иконостас.jpg (250.82 Кб, 1194x840 - просмотрено 797 раз.)

* 13-Расписание богослужений в храме.jpg (187.31 Кб, 1229x922 - просмотрено 774 раз.)

* 14-Усыпальница.jpg (143.47 Кб, 1229x922 - просмотрено 782 раз.)

* 15-Могила протоиерея Петра Воинова.jpg (272.53 Кб, 922x1229 - просмотрено 760 раз.)
Записан
Денис
Пользователь
***
Сообщений: 206



Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : Февраль 17, 2011, 06:08:16 »

СОНКОВСКИЙ  ПОГОСТ

          Много в России разрушенных храмов. Какие-то хоть и медленно, но восстанавливаются, какие-то разрушаются и исчезают. А есть храмы, судьба которых непонятна. Он вроде бы разрушен и не восстанавливается, но видно, что жизнь в нём слегка теплится. Одно из таких мест я и предлагаю Вам посетить. Вроде бы обычный придорожный храм. Таких по России тысячи. Но ведь это всё-таки ХРАМ. А храм, даже разрушенный всё равно остаётся святым местом. Итак, село Мясково у дороги. По координатам в заголовке находится вход в храм. Что мы знаем про это место ? Да почти ничего. Разве только название храма «Всех скорбящих радость», так написано на табличке. Так разве не надо нам сюда заехать ? Разве найдётся среди нас хоть один человек у которого совсем нет скорбей ? И разве каждый из нас не хочет получить утешение ? Тогда вам сюда. Да и про само это место мы знаем совсем немного. Когда то это место называлось Сонковский Погост. Погостами на Руси в старину называли (а в деревнях и сейчас называют) кладбища. Может быть название пошло отсюда. Кладбище при храме действует до сих пор. Но кто знает, может быть корни уходят глубже. Вспомним немного историю. Как поначалу князья собирали дань со своих подданных ? Раз в году князь со всей своей дружиной и с обозами отправлялся по всей своей земле. Останавливался в каждом городе, в каждом селе, у каждой избушки. Кто-то выносил деньги, кто-то меха, кто-то оружие, кто-то вяленую рыбу. В большинстве случаев собирали не деньгами, а натурой. Представляете сколько уходило времени? И всё собранное княжеский обоз таскал за собой под охраной дружины, времена то были лихие. Сбор налогов занимал по полгода и более. И так каждый год. А кто-то и платить не хотел и добро прятал. Пока каждого на дыбу подвесишь, да дознаешься куда добро спрятал уходило время. Вот тогда и решил князь упростить схему. И создал первые отделения «налоговой службы». Выбрал несколько опорных точек, посадил в каждой надёжного и проверенного человека, дал каждому небольшую дружину. Каждое такое место было укреплено, чтобы собранное не расхитили лихие людишки. И именно в такие места народ и должен был сам свозить налоги. А доверенный человек следил, кто заплатил, а кто нет. И если кто-то уклонялся, то к нему тут же посылались «приставы», то бишь дружинники. И князю уже не надо было лично ездить по всей своей земле и трясти каждого мужичка, а только объехать с дружиной все «территориальные налоговые управления» и погрузить в обоз уже собранное добро. Процедура сбора налогов была сильно упрощена. Именно такие небольшие укреплённые налоговые точки и назывались первоначально погостами. А уж потом, спустя много веков так стали называть деревенские кладбища. Так что скорее всего что название пошло именно отсюда. Тем более, что место расположено на горе и для маленькой крепости подходит идеально. С виду обычная придорожная церковь. Её посещение не займёт у вас много времени. Остановитесь тут на пять минут. Отдохните и подумайте о вечном.

P.S. До храма можно доехать по асфальту безо всяких проблемм.


* 21-Храм.jpg (185.94 Кб, 1229x922 - просмотрено 785 раз.)

* 22-Алтарь храма.jpg (178.8 Кб, 1229x922 - просмотрено 805 раз.)

* 23-Остатки росписей.jpg (158.95 Кб, 1229x922 - просмотрено 759 раз.)

* 24-Вид с колокольни.jpg (272.21 Кб, 1148x861 - просмотрено 790 раз.)

* 25-Вид на храм со стороны поля.jpg (177.49 Кб, 1231x922 - просмотрено 820 раз.)
Записан
Денис
Пользователь
***
Сообщений: 206



Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : Февраль 17, 2011, 06:10:48 »

СЕЛО  СУХОШИНЫ

          Сам я коренной москвич. Мои деды и прадеды похоронены в Москве. Но если копнуть родословную, то во мне течёт 50% тверской крови. Может поэтому так и тянет меня всё время в Тверскую глубинку. А может быть меня сюда так тянет потому, что только здесь ещё и можно увидеть настоящую Россию. Нет здесь извечной московской суеты. Только в сельской глубинке и отдыхает измученная постоянной спешкой и суетой душа современного горожанина. Вот я и предлагаю вам на денёк остановить свой бег по пыльному городскому асфальту и посетить одно из красивейших мест Селижаровской земли – село Сухошины. Ходит ли сюда общественный транспорт ? Честно отвечу : не уверен. Зато на машине добраться можно без проблем. По хорошему асфальту любая городская пузотёрка доедет.
          Итак, село Сухошины расположено на высоком холме Дмитровской гряды Валдайской возвышенности. И виды отсюда, с холма открываются великолепные. А сами эти земли были заселены ещё с давних пор. По мере расцвета и развития Селижарова монастыря эти земли стали его вотчиной. Затем здесь образовалось развитое и богатое монастырское подворье. Об этом мы знаем из «Описи Селижарова Свято-Троицкого монастыря». И раз тут было монастырское подворье, то разумеется здесь появился и храм. В 1880 году старая деревянная церковь была разобрана и на её месте построена новая каменная, та самая, которая стоит и сейчас. Приход Сухошинского Преображенского храма в те годы составлял более пяти тысяч человек и в него входило 48 окрестных деревень. В каменном храме было три предела : главный в честь Преображения Господня, и два боковых : в честь Святителя Николая и в честь святых бессребренников Космы и Дамиана.
          Но вот пришли безбожные времена. Храм закрыли и устроили в нём сельсовет. Но новая власть неуютно чувствовала себя в церковных стенах, то слышится церковное пение, то появляются и исчезают неведомые огоньки. В церкви также были библиотека, клуб. Тогда же в первые годы новой власти были арестованы священник Михаил Таиров и псаломщик Василий Крестников. В 30-х годах они были расстреляны.
           Казалось бы «мерзость запустения» навсегда воцарилась в этом месте. Но дома вокруг начали покупать москвичи. Кто-то приезжал сюда только на лето, а кто-то переселился и совсем. Вид полуразрушенного храма не давал людям жить спокойно, ибо они понимали, что без Веры жизнь человека не имеет смысла. И начали «дачники», а глядя на них и местные жители потихоньку возрождать храм. И вот уже появился купол, засиял крест, побелели стены. Но самое главное, что загорелся в людских сердцах огонёк Веры. Первая Божественная Литургия состоялась 15 октября 2006 года.
          Координаты входа в церковь N 56° 49.144' , E 33° 18.312'. А совсем недалеко, под горой в точке N 56.49.345, Е 33.18.383 есть святой источник Космы и Дамиана.

P.S. Служба в храме бывает только по воскресеньям и великим и двунадесятым праздникам в 9.00 утра (исповедь и литургия), накануне вечером в 16.00 вечерняя служба.





* 31-Храм.jpg (229.92 Кб, 1360x1020 - просмотрено 763 раз.)

* 32-Храм, вид с дороги.jpg (268.75 Кб, 1639x1229 - просмотрено 745 раз.)

* 33-Расписание богослужений на дверях храма.jpg (277.91 Кб, 825x1149 - просмотрено 759 раз.)

* 34-Святой источник.jpg (357.97 Кб, 1280x960 - просмотрено 781 раз.)

* 35-Окрестности.jpg (215.44 Кб, 1360x1020 - просмотрено 777 раз.)
Записан
palomnik2
Эксперт
*****
Сообщений: 1441


Семён


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : Февраль 17, 2011, 06:19:02 »

ДЕНИС,  это изумительно!
Записан
Денис
Пользователь
***
Сообщений: 206



Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : Февраль 17, 2011, 06:23:29 »

А если бы вы не только посмотрели фотографии на экране компьютера, а посетили бы эти места, то уверяю, вам понравилось бы гораздо больше.

P.S.  В Тверской губернии много интересного. Приезжайте.
« Последнее редактирование: Февраль 17, 2011, 10:03:08 от Денис » Записан
cuba
Гость
« Ответ #6 : Март 12, 2015, 12:45:58 »

[
На месте Горышенского храма ранее находилось языческое капище(от сюда народное предание- храм на храме).Рядом стоящий холм описанный в статье как погребальный "курган"-это бывшее укреплённое литовское городище.К стати оба холма насыпные.Было сожжено дружиной посланной по распоряжению Ивана Калиты из Торжка.ХРАМ НЫНЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ !!!Стараниями Жукапцова Сергея Константиновича.Ранее восстановившем Оковецкий Храм.
Урочище Сухошины было в во владении известной четы Шереметьевых.После Столыпинских реформ получивших по девяти десятин наделов.
Сонский погост владения князей Долгоруких.
Есть в районе и место бавшей пограничной военной слободы(Андрейкова слобода Галахова)Освобожденная от оброчных повинностей и ведущей только ратную жизнь охраняя границы от Литвы.Близь погоста Песочинского(храм в плачевном состоянии).Граница с Литвой проходила рядом по ручью Рубежный.Военная слобода полностью вырезана Литвой.
При слиянии озёр Пено и Волго древнее курганное городище.По преданию в двух самых больших из них погребены богатыри Тухач и Девич(рядом деревни Тухачи и Девичье).По древним преданиям до появления в этих местах словянских племён здесь проживали некие племена имевшие небольшой рост,ходившими в чёрных шкурах ,имевшими темный (возможно очень смуглый,цвет кожи),и очень воинственными.Были полностью истреблены славянами за свирепость(Возможно!?!- только предание)!
Возле села Оковцы по дороге в деревни Зимник и Стрельник так-же курганная группа.
На границе с Ржевсим районом что у Бенских порогов есть деревня Повадино.Принадлежала она Московскому воеводе Ивану Стефановичу Повадину . Ранее был деревянный храм Усечения главы Иоанна Предтечи.
В селе Ранцево существует старый ещё деревянный храм Ныне в полуразрушенном состоянии.

Кому интересно пишите cuba008@yandex.ru
  
« Последнее редактирование: Март 12, 2015, 12:58:39 от cuba » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

SMF - http://www.simplemachines.org