Центры паломничеств
Святые места

Монастырь Гегард

Описание Монастыря Гегард

Гегард - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в провинции Котайк, Армения. Расположен в ущелье горной реки Азат, примерно в 40 км к юго-во стоку от Еревана. Внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Монастырь Гегард

Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в сокровищнице Эчмиадзина.

Впечатляющие вздымающиеся вверх утёсы, окружающие монастырь, являются частью ущелья реки Азат, которое наряду с самим монастырским комплексом также включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, другие же, подобно пещерам, в то время как некоторые являются сложными сооружениями, одновременно и с обнесенным стенами помещением, и с пространством глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные гравированные и отдельно стоящие хачкары, традиционные армянские каменные изваяния с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни? (по своей конструкции подобен Парфенону), расположенный ниже по течению Азата. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что они обычно упоминаются в унисон как «Гарни-Гегард».

Монастырь был основан в IV в. на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айриванк, что означает «Монастырь пещеры». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Первый монастырь в IX в. был разрушен арабами. Из сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям армянских историков IV, VIII и X вв., монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 г. Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели также землетрясения.

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 г., главная часовня была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване, военачальников грузинской Царицы Тамары, отвоевавшей бо?льшую часть Армении у турок. Гавит, частично свободно стоящий, частично вырезанный в утёсе, датирован временем ранее 1225 г., а ряд часовен, высеченных в скале, - серединой XIII в. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшимся наместником Закарянов и основателем Княжества Прошянов (согласно нормам транскрибирования, для лучшей передачи звуков также возможно прочтение - Прошьянов). За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX в.), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 г. стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 г. для Папака Прошьяна и его жены Рузакан. В 1200-х гг. Прошьяны оборудовали монастырский комплекс ирригационной системой. В те времена Гегард был также известен как Монастырь семи церквей и Монастырь сорока алтарей. Всё, что окружает монастырь - это скалы, пещеры и хачкары. Монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи. Восстановленный в целях туризма, монастырь по-прежнему остаётся важным местом для паломничества.

Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, которое было впервые записано в документальном источнике в 1250 г. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII в. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII в. жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 г. для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был сделан специальный ковчег из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII в. изделием ручной работы.

Сегодня рядом с монастырём заканчивается мощёная дорога, и, прогуливаясь с места для стоянки автотранспорта, можно увидеть женщин, продающих гату, сушёные фрукты или фруктовый лаваш, суджух (чаще всего, нити с нанизанными на них грецкими орехами, покрытыми виноградной патокой) и различные сувениры. Группа музыкантов обычно исполняет музыку при приближении посетителей, которые, возможно, желают за определённую плату послушать больше.

При подходе к главному (западному) входу расположены небольшие пещеры, часовни, хачкары и иные сооружения, высеченные в склоне холма. Направо от входа, в скале расположено несколько маленьких, неглубоких водоёмов, в которые люди бросают камешки для того, чтобы их желания сбылись. Сразу после входа находятся крепостные валы, защищающие комплекс с трёх сторон, а также утёсы, которые защищают четвёртую. Пройдя через комплекс, можно увидеть второй (восточный) вход, за пределами которого находится плита для ритуальных жертвоприношений животных, матах, а также мост через ручей.

Одно- и двухэтажные служебные помещения, расположенные по периметру монастырского двора, со времён их постройки были дважды перестроены, впервые - в XVII в., затем - в 1968-1971 гг. Известно, что большинство монахов жило в кельях, выдолбленных внутри скалы, за пределами крепостной стены. На всём своём протяжении скалы покрыты вырезанными в них хачкарами. Более двадцати различных по форме и размерам структур было выдолблено в прочном скальном массиве, окружающем главные пещерные сооружения. Те из них, что находятся в западной части комплекса, предназначались для служебных целей, остальные - прямоугольные часовни с полукруглыми апсидами, а также алтарь. Есть спаренные и тройные часовни с одним входом, некоторые из входов орнаментированы резьбой. Имеется много, часто богато орнаментированных, хачкаров, высеченных в скале и на стенах сооружений или установленных на земле, в пределах монастырского комплекса, установленных в память об умерших или в ознаменование празднований по случаю дарения.

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160-ми гг., главная церковь, Катогике, была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване. Это - главная церковь в комплексе и традиционно наиболее почитаемая. Церковь построена прямо напротив неприступной горы. Внешние очертания плана напоминают равноплечий крест, вписанный в квадрат и покрытый куполом на квадратной основе. По углам расположены небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами и лесенками, выступающими из стены. Внутренние стены содержат много надписей с упоминаниями о дарениях, принесённых монастырю.

На южном фасаде Катогике установлены ворота с великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями деревьев с плодами граната, свисающими с их веток, а также листьями, переплетающимися с гроздьями винограда. Изображения голубей располагаются между сводом и внешней несущей конструкцией. Головы голубей повёрнуты в сторону ворот. Над воротами изображена сцена со львом, нападающим на быка, символизирующая княжескую мощь.

Сводчатый верх барабана купола содержит обстоятельные рельефы, изображающие птиц, человеческие лица, головы животных и т. д.

На западе от главного храма имеется закреплённая в скале ризница, построенная между 1215 и 1225 гг., которая связана с главной церковью.

Четыре массивных свободно стоящих в центре колонны поддерживают каменную крышу с отверстием, пропускающим свет, в центре. Периферийные помещения, получающиеся вследствие соответствующего расположения колонн, имеют различные крыши, тогда как центральное пространство увенчано куполом со сталактитами - лучший, чем где бы то ни было в Армении, пример подобной техники. Гавит использовался для обучения и собраний, а также для принятия паломников и посетителей.

Западные ворота отличаются от прочих ворот того времени формой кромок дверей, которые украшены великолепными растительными узорами. Орнаментация тимпана состоит из больших цветов с лепестками различной формы на сплетённых ветвях и продолговатых листьях.

Первая пещерная церковь, Авазан (дословно - «водоём»), располагается на северо-запад от гавита. Она была высечена в 1240-х гг. на месте древней пещеры с родником (место поклонения во времена язычества).

Церковь целиком выкопана в скале, в плане представляет собой равноплечий крест. Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектора Галдзака, который в течение сорока с небольшим лет также занимался строительством и других скальных церквей и жаматунов. Его имя вырезано на основании перекрытия, украшенном рельефами с изображениями гранатов.

Основное пространство церкви, прямоугольное в плане, увенчано кафедрой и соединённой с алтарём апсидой, а также двумя глубокими нишами, которые придают интерьеру форму незавершенного крестообразного купола. Две пары остроконечных перекрещивающихся сводов образующих основание перекрытия, остальная часть держится на полуколоннах стен. Так же как и в гавите, внутренняя поверхность перекрытия вырублена в грациозной форме сталактитов, которые также украшают капители полуколонн, а также полукруглый выступ апсиды алтаря. Композиционно наиболее интересны украшения южной стены. Вырезанные на ней тройные дуги с различными по форме апсидами вверху и внизу соединяются при помощи блестяще выполненных растительных орнаментов.

Усыпальница Прошьянов и вторая пещерная церковь Богоматери (Аствацацин) расположены в восточной части Авазана. Они были вырублены в 1283 г., предположительно, также Галдзаком. Они также являются проходами через гавит. Жаматун представляет из себя практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах. Интересен довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре - головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста - головы смотрящих наверх драконов - всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён. Между львами, над цепью - орёл с полураскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях. Это, вероятно, - герб княжеского рода Прошьянов.

Рельефы восточной стены - не менее живописны. Входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин украшены прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов. На воротах часовни вырезаны изображения сирен, а на стенах церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и с нимбами над головами. Возможно, это - члены княжеского рода.

Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в 1283 г. на пожертвование князя Проша. В плане имеет крестообразную форму. Углы - кривые, а барабан купола отмечен полуколоннами, перемежающимися с глухими окнами. Купол украшен кругом. Поверхность стен содержит рельефы, изображающие животных, воинов, кресты, а также рельефы на растительные мотивы.

В отличие от сталактитов в форме трилистника и четырёхлистника, украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включают орнаменты в виде розеток и различных геометрических фигур. Передние ворота кафедры алтаря украшены узорами в форме прямоугольников или ромбов. Реалистическое изображение козла найдено на стыке ступеней алтаря. На хачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенах жаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, держащая копьё в левой руке, опущенной вниз, и дующая в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в профиль.

Жаматун Папак и Рузакан был построен в 1288 г. на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошьянов, в качестве внешней лестницы (рядом с дверью в гавит). Верхний жаматун также вырублен в скале. Его форма повторяет форму гавита. В нём имеются гробницы князей Мерика и Григора, а также гробницы других принцев, ныне пропавшие. Надпись указывает на то, что этот жаматун был достроен в 1288 г.

В южной части коридора, ведущего в верхний жаматун, вырезаны многочисленные кресты. Колонны, вырубленные в цельном камне, держат гораздо меньшие по размерам полукруглые арки, умещающиеся в трапециевидные рамы, представляющие в плане квадрат. Они служат основанием сферического купола, из вершины которого проникает свет. Отверстие в нижнем правом углу позволяет увидеть нижний этаж усыпальницы.

Часовня Св. Григория Просветителя (прежде, Часовня Богоматери) построена не позже 1177 г. Расположена над дорогой, в ста метрах от входа в монастырь. Часовня частично вырублена в твёрдой скале, и, вероятнее всего, на её структуру повлияла форма имевшейся там пещеры. Часовня, прямоугольная в плане и имеющая подковообразную апсиду, с востока и северо-востока примыкает к коридорам и пристройкам, вырытым на различных уровнях и даже один над другим.

Следы штукатурки с остатками фресок указывают на то, что в часовне имелись образцы настенной росписи. Хачкары с различными орнаментами вставлены во внешние стены, а также вырезаны на поверхности прилегающей скалы.

Паломнические поездки к Монастырю Гегард