Центры паломничеств

Святые места

Храм св. Елисея в с. Киш

Описание Храма св. Елисея в с. Киш

Церковь в селе Киш - христианская церковь, X-XII веков в селении Киш в 5 км к северу от города Шеки на территории современного Азербайджана.

Храм св. Елисея в с. Киш

Согласно армянскому историку Мовсесу Каганкатваци, в I веке н. э. Святой Елисей, ученик апостола Фаддея, прибыл в местечко по имени Гис, где он построил церковь и проповедовал христианство. Церковь, в скором времени, стала «духовным центром и местом просвещения людей Востока». Рядом с местом Гис Святой Елисей был убит неизвестными около языческого алтаря.

По мнению современного армянского историка Самвела Карапетяна, географическое положение Киша не соответствует описанию Каганкатваци. С. Карапетян полагает, что Гис надо идентифицировать с деревней Бум в Габалинском районе Азербайджана. Согласно грузинскому летописцу, в X веке население Киша приняло грузинское православие, и построило эту церковь. Церковь Святой Богородицы была превращена в место жительства грузинского епископа, функционируя до XVII века.

Ко времени прихода русских на Кавказ Киш был одним из сел, население которых продолжало осознавать себя удинами. Согласно Роберту Хьюсену, судя по всему, удинский язык преобладал в регионе вплоть до XIX века, а армянское население появилось относительно недавно. Хотя многие армяне поселились здесь, бежав от тюркско-монгольских вторжений, еще больше армян переселилось в регион после прихода русских в начале XIX века.

В 2000-2003 годах МИД Норвегии финансировало совместный проект Азербайджанского университета строительства и архитектуры и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическому исследованию и реставрации церкви в Кише. Руководителем раскопок был доктор Вилаят Керимов из Бакинского университета, а археологическим советником Дж. Бьернар Стурфиел, директор исследовательского центра Тура Хейердала в Айлсбери, Англия. Радиоуглеродный анализ различных предметов, найденных на участке проведения работ, показал, что культовый участок, обнаруженный под алтарем церкви, относится приблизительно к 3000 году до н. э., в то время как существующее здание церкви было возведено около XII века (в 990-1160 годах н. э.).

Существующее здание церкви не может быть датировано временами Святого Елисея, но археологические находки показывают, что церковь расположена на территории, использовавшейся для отправления культовых обрядов с древних времен. Маловероятно, что Святой Елисей построил церковь в современном понимании этого слова. Если такой исторический деятель действительно существовал, то он скорее всего воздвиг только алтарь или же использовал существовавшее языческое сооружение.

Бьернар Стурфиел заявил журналу Azerbaijan International, что есть четкие доказательства того, что эта церковь была построена как диофизитская. Раскопки показали, что в церкви сохранились следы двух периодов использования, с двумя разными соответственными уровнями пола. Согласно Стурфиелу, архитектура апсиды первоначального здания церкви указывает на диофизитскую христологию, а так как Грузинская Православная церковь была единственной диофизитской церковью на Кавказе в позднесредневековый период, то разумно будет предположить, что церковь была изначально построена как грузинская, а позже занята монофизитами. Исследователь Бернар Сторфел отмечает, что мнение Фариды Мамедовой о том, что церковь в селе Киш основна в конце I века н. э. не достoен научного внимания, не подтверждается археологией, а самые ранние церковные здания в мире относится лишь III веку.

Паломнические поездки к Храму св. Елисея в с. Киш