Центры паломничеств

Святые места

Собор Антверпенской Богоматери

  • Описание

Описание Собора Антверпенского Богоматери

Собор Антверпенской Богоматери - римско-католическая приходская церковь в Антверпене, Бельгия. Сейчас принадлежит епархии Антверпена. Собор Антверпенской Богоматери был заложен в 1352 году и хотя первый этап был закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается "незавершенным". Спроектирован в готическом стиле, архитекторами Жаном и Петером Амелем. Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины таких художников, как Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос.

Собор Антверпенской Богоматери

Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 гг., иконоборчества в Западной Европе (Иконоборческое восстание в Нидерландах 1566 года), а также от обстрелов в годы Великой Французской революции. В настоящее время необходима его реставрация. Соборная колокольня-беффруа в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первый камень в строительство этой готической церкви был заложен в XIV веке и только два века спустя работы были завершены. Там, где сейчас стоит кафедральный собор, с IX до XII века находилась небольшая часовня Божьей Матери, которая приобрела статус приходской церкви в 1124 году. В течение двенадцатого столетия, она была заменена большой романской церковью (длиной 80 метров и шириной 42 метра). Только после раскопок, проведенных в 80-х годах прошлого века, выяснилось, как выглядела церковь-предшественница. К сожалению, от прежнего интерьера не осталось почти ничего.

В 1352 году, началось строительство нового собора, которому суждено было стать самой большой готической церковью Бельгии, а также который станет крупнейшим готическим костелом в Нидерландах. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведенным хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру. Строители один за другим сменяли друг друга - Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор строился медленно, неторопливо, впитывая в себя черты новых эпох.

В начале, сооружение по плану должно было быть увенчано двумя башнями равной высоты, но задуманному не дано было осуществиться по описанным ниже причинам. В 1521 году, новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса. Строительство храма было закончено после почти 170 лет работ. Однако собор строился гораздо дольше, чем указано. Строительные работы над зданием велись на протяжении двухсот пятидесяти лет - с 1352 по 1616 годы и по сей день его считают недостроенным, - этакая "вечная стройка".

В ночь с 5 на 6 октября 1533 года новый храм был сильно поврежден пожаром, уничтожившим большую часть здания. Поэтому завершение второй башни велось с опозданием, которое в дальнейшем привело к ее отсрочке, как оказалось, навсегда - она вполовину меньше северной, и ее увенчивает невысокий шпиль.

Кроме того, церковь стала кафедральным собором Антверпенской епархии только в 1559 году, но потеряла этот статус с 1801 года (после конкордата 1801 года или Конкордата Наполеона) и вновь была восстановлена в нем только с 1961 года. Во время иконоборчества 20 августа, 1566 (приходившееся на начало Восьмидесятилетней войны), протестанты уничтожили большую часть интерьера собора. Позже, в 1581 году, во время протестантской администраций, многие церкви Антверпена были подвергнуты конфискации имущества. Эти меры не обошли и главного собора. Множество художественных сокровищ было разрушено, удалено или продано. Власть Римско-католической церкви была вновь восстановлена в 1585 году с падением Антверпена.

В XIX веке собор вновь подвергался актам вандализма и безнравственности. В 1794 году французские революционеры, захватившие область, разграбили Собор Антверпенской Богоматери и нанесли ему серьезный ущерб. Приблизительно в 1798 г. французская администрация была намерена снести здание, но эта идея была отменена указом самого Наполеона. На протяжении всей своей истории, собор претерпел множество бедствий, но после каждого удара, его удавалось восстанавливать. В 1816 году собору из Парижа был возвращен ряд важных произведений искусства, похищенных из него ранее, в том числе три шедевра Рубенса. В течение всего XIX века, храм был полностью восстановлен и обновлен.

Последние реставрационные работы собора проводились с 1965 по 1993 годы. За это время была проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания. В конечном итоге удалось сохранить его неповторимый облик.

Сайт:   http://www.dekathedraal.be/en/