Центры паломничеств

Святые места

Успенский собор в г. Витебск

Описание Успенского собора в г. Витебск

Свято-Успенский кафедральный собор - православный храм в центре города на Успенской горе. Восстановлен в 2001-11 годах по образцу Успенского собора XVIII века (с учётом изменений из-за перестройки начала XIX в.), располагавшегося на этом месте до уничтожения в 1936 (или 1934) году.

Успенский собор в г. Витебск

Собор освящён 30 сентября 2011 года. Службы проводились с 7 апреля 2011 года.

Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений.

Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы - Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др.

Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия

Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14».

Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что церковь Пречистой Богоматери (Пресвятой Богородицы) была одним из главных храмов города, и в ней хранились важные документы. Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года.

В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.

12 ноября 1623 года, одновременно с убийством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636, на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на
Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства земского писаря Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.

В 1708 году, по приказу Петра I, Витебск сжигает отряд из 500 казаков. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства. Но новая церковь оказывается слишком мала, и в 1715 (по другим данным - в 1717) житель Витебска Мирон Галузо строит новую, более вместительную. Этот храм также недолго существовал, в 1722 он сгорает вместе с монастырём.

После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм.

В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной Успенской церкви и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека. Строительство велось по проекту Иосифа III Фонтана (Фонтани), потомственного архитектора итальянского происхождения из Гродно.

В 1745-46 гг. было начато строительство подвалов и стен храма. Поначалу, оно велось динамично, но с годами, постепенно, затухло.

После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году генерал-губернатором графом З. Г. Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Храм был окончен в 1777 году, но полностью монастырь был выстроен лишь к 1785 году.

В соответствии с указом императора Павла I от 18 июля 1799 года Успенская церковь была передана православным и переименована в Успенский собор. Монастырские постройки, тогда же, отданы в подчинение губернской администрации.

На перестройку храма в православный собор государством было выделено 6400 рублей, а Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга предоставила собору ризницу и другие необходимые церковные принадлежности[5]. В 1804 году над собором был устроен купол. Перестраивался Успенский собор и несколько позднее, вследствие чего, первоначальный храм барочной архитектуры приобрёл черты классицизма.
Проект реконструкции Успенского собора архитектора И. Ротько

В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.

В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.

В 1844 году для храма был создан новый деревянный иконостас.

В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой.

Монастырский корпус в 1799-1849 гг. был занят государственными учреждениями (здесь находились присутственные места), а с 1856 года в нём размещалась духовная семинария (до 1918). С 1920 (?) здесь находится станкоинструментальный техникум.

После установления в городе Советской власти собор и духовная семинария были закрыты. А в сентябре 1936 (по словам сапёра Григоренко - осенью 1934) года собор был взорван командой сапёра П. Г. Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Позже он раскаивался, в том, что принимал участие в уничтожении трёх храмов. О самом взрыве Успенского собора он писал:

Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал - не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. Взрыв мы произвели на рассвете. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение "чистотой" работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал - кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей.

В 1949 году на месте собора построили цех завода заточных станков, который был заброшен в 80-х годах, и снесён в 1998.

В 1990 гг. разработан проект восстановления храма (архитекторы И. Ротько и А. Михайлюков (бел. І. Рацько, А. Міхайлюкоў)). Заказчиком проекта выступил КУП «Витебский центр по реставрации».

26 сентября 1998 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора.

Строительные работы были начаты в июне 2000 года., подрядчиком выступило СУ №38 ОАО «Стройтрест №9».

Предварительно, на месте храма XVIII века, археологами были проведены раскопки. При них было выяснено точное местоположение юго-западного угла храма с башней, западной и южной стен. Также были обнаружены остатки пола подвальных помещений и фундамента.

Летом 2001 (или 1999?) года при проведении земляных работ на месте будущего храма были обнаружены останки сотен людей. Предположительно, это могли быть жертвы НКВД или фашистского гестапо. В 2005 найденные останки были захоронены возле собора, а на северной стене храме установлен крест и табличка с текстом:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, умученных и убиенных в годы смуты и лихолетий. Останки коих собраны при возведении Свято-Успенского кафедрального собора сего и перезахоронены 8 сентября 2005 года

4 мая 2003 года на месте строящегося храма была проведена первая литургия.

Перед зимой 2004 года строители перекрыли цокольный этаж. В 2005 был открыт нижний храм в честь Преображения Господня. К лету 2006 года были возведены стены первого этажа, к концу 2007 - закончены стены второго этажа, возведены колокольни.

15 июля 2008 года были освящены и установлены на южную башню 10 колоколов храма. Крупнейшие из них - весом 2 и 1,5 тонны.

Купола и кресты башен-колоколен были установлены 23 сентября 2008 года. Крест на главный купол был воздвигнут в конце декабря 2008.

В 2009 начаты работы по внутренней и внешней отделке храма.

28 сентября 2009 года строящийся Успенский собор посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

11 августа 2010 года архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий освятил престол нижнего храма собора во имя Преображения Господня.

10 октября 2010 года архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий совершил чин миропомазания храма в честь Преображения Господня, находящийся в нижней части собора.

В 2010 году на храм установлена декоративная подсветка.

4 марта 2011 года на северную башню собора установлен ещё один комплект из 11 колоколов, среди которых самый большой колокол (~5,2 тонны) в Беларуси. Колокола отлиты на средства российских меценатов.

7 апреля 2011 года в соборе прошла первая служба после реконструкции (в честь православного праздника Благовещения). С этого времени храм открыт для посещения, в нём проводятся службы.

30 сентября 2011 года Успенский собор освящён митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Беларуси.

Изначально, собор был построен в стиле позднего барокко. Объёмно-пространственное строение храма формировали мощные объёмы нефов и и полукруглого апсида. Силуэт украшали 3 фонаря: над главным куполом (надстроен в 1804 году) и на двух башнях главного фасада. В оформлении фасада использован классический коринфский ордер с пилястрами, арочными нишами, карнизными поясами. В XIX веке композиция была завершена треугольным классическим фронтоном.

Интерьер сформирован пятью нефами с открытыми световыми фонарями и тремя ярусами боковых оконных проёмов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду, в 1835-1837 гг. выделенную иконостасом. На втором ярусе апсиды находится галерея, соединённая с боковыми нефами. Крайние нефы разделены на ряд капелл.

Размер храма: 55 на 33 метра. Общая высота - 51,4 метра.

Трёхэтажный продлённый объём Т-образного в плане кирпичного здания главным фасадом выходит на Западную Двину. Здание имеет коридорчатую систему планировки и сводчатые перекрытия. Через крытый коридор жилой корпус был соединён с Успенской церковью.

В двухэтажном крыле, обращённом внутрь монастырского двора располагалась «тёплая» церковь, перекрытая сводом цилиндрической формы с распалубками.

Стены здания расчленены лопатками. Окна прямоугольные. Завершается жилой корпус широким карнизом.

Уже в XIX веке в народе ходили слухи о том, что из Успенского собора под Западной Двиной идёт подземный ход. Эта легенду можно услышать и в наши дни. Появилась она из-за того, что при строительстве Успенского храма в XVIII веке, строители соорудили надежную дренажную систему из кирпича и дерева для отвода грунтовых вод из подвалов храма в реку. Своды водоотводов имели такую высоту, что позволяли пройти в них человеку. Это нужно было для прочистки дренажной системы. Но в XIX веке водоотводы, видимо, не прочищались, из-за чего в церковных подвалах скопилось довольно большое количество воды.

Витебский краевед А. Сементовский-Курило в 1865 году, в очерке о Витебске, писал о соборе:

Успенский собор города Витебска принадлежит к небольшому числу тех православных храмов России, кои, поразив с первого же раза глаз зрителя величавостью своей архитектуры, строгою соразмерностью частей и прелестью месторасположения, навсегда сохранят о себе тоже отрадное впечатление. Мы, видя Успенский собор в продолжение более трех лет почти ежедневно, то посещая его для молитвы, то прогуливаясь по бульвару, то глядя на него из окон и балкона на своей квартире,-и во все это время постоянно любовались и его легкими стрельчатыми башнями, и его величественным порталом, и его строго соразмерным куполом, и всем этим вместе. Мы скажем более: осмотрев почти все лучшие храмы нашей обширной родины от Черного до Балтийского моря и посетив множество монастырей, мы редко где были поражены внутренней и внешней архитектурой виденных нами храмов настолько, как в витебском Успенском соборе. В особенности хорош этот храм, когда лучи заходящего солнца, проникнув чрез огромные окна главного входа и купола, обольют своим золотым блеском иконостас и стены его; нам кажется, что в эти минуты душа молящегося сама как бы просветляется и становится способнее постигать величие Творца вселенной!

Министр народного просвещения Российской империи, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой, осмотрев храм в 1872 году сказал:

Научитесь строить храмы так прочно, легко, красиво и величаво, как этот построен храм!

Руководитель группы подрыва собора П. Г. Григоренко в 1981 году писал:

Красавец собор стоял на высоком правом берегу Западной Двины, следя всеми своими пятью главами за проходящими судами. И люди на судах уже издали видели его и, проезжая мимо, и потом, проехав, долго смотрели назад на это чудо зодчества. Но эти люди не только смотрели, не просто любовались, они молились, осеняя себя крестным знаменем. Многие становились при этом на колени.

Паломнические поездки к Успенскому собору в г. Витебск