Центры паломничеств
Святые места

Жировический Свято-Успенский мужской монастырь

Описание Жировического Свято-Успенского мужского монастыря

Жировический Свято-Успенский мужской монастырь XV в. - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни - иконы Жировической Божьей Матери .

Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. По одним преданиям в 1470, по другим - в 1480 году во владениях подскарбия Александра Солтана была обретена Чудотворная икона Божией Матери. Из ранних источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес. Действительно, еще в середине XVI в. "пуща пана Солтана имения Жировичского" простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.

Жировический Свято-Успенский мужской монастырь

Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара. Это - второе явление Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. После явления Богородицы на камне остались заметные следы ее ладони и пальцев правой руки. Камень тогда же обнесли изгородью, а иконка нашла на некоторое время приют в доме священника.

В 1522 г. владельцы Жировичей добиваются от польского короля Яна Казимира Магдебургского права для местечка. На месте сгоревшей церкви в 1613 г. был заложен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день. Летописцы утверждают, что камни, которые привозились на строительство, за ночь умножались в пять раз.

Впоследствии под сень Чудотворного Образа Матери Божией стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и в Жировичах образовался монастырь. По всей видимости, монастырь существовал здесь уже в 60-х гг. XVI в. Впервые он упоминается в документах в 1587 г.

В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 г. в Жировичах была принята уния, а с 1613 г. монастырь перешёл в руки ордена базилианцев. Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края.
По Промыслу Божьему митрополит Иосиф Семашко со своими соратниками из Жировичской Духовной Семинарии подвигом своего служения возвратил Жировичскую обитель и более двух миллионов белорусов к православной вере. Обитель продолжала оставаться местом паломничества.

В период первой мировой войны наиболее ценное церковное имущество с чудотворным образом было эвакуировано в Россию. В обитель вернулась только чудотворная икона. Библиотека монастыря и бывшего при нём духовного училища, а также архивы были разграблены. В период второй мировой войны братия Жировичской обители, налаживая жизнь в тяжёлых условиях оккупации, стремилась укрепить веру народа в победу. Всю войну обитель находилась под невидимым Покровом Божией Матери, оберегавшим её от всех напастей, зол и бед.

После войны в обители были открыты пасторские курсы, преобразованные в 1947 г. в семинарию.

В архитектурный ансамбль монастыря входят Свято-Успенский собор (1671), Свято-Явленская церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженская церковь (1769), звонница (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезная, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды.

Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля - Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора - Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь - вертикальная доминанта ансамбля.

Паломнические поездки к Жировическому Свято-Успенскому мужскому монастырю