Центры паломничеств
Святые места

Никольский собор в г. Прага

Описание Никольского собора в г. Прага

Количество русских эмигрантов в Праге за последние годы выросло многократно. Уже давно побиты рекорды 20-х годов прошлого столетия, когда русская колония Чехословакии, считалась одной из самых многочисленных в Европе. Благодаря притоку новых переселенцев с Востока, с каждым днем множится православная паства столицы Чехии. Между тем, как и три десятилетия назад, православным людям приходится ютиться в крошечных часовнях и даже подвалах, куда их загнали коммунистические власти. Потомки первых эмигрантов с тоской вспоминают благодатные времена, когда православие было в почете, а русский народ молился в самом центре чешской столицы. Знаменитый храм святого Микулаша на Староместской площади в ту пору именовался Никольским собором и находился в ведении Русской православной церкви.

Никольский собор в г. Прага

Первое сооружение на месте нынешнего собора святого Микулаша появилось еще в XIII веке. Пятьсот лет спустя монахи-бенедиктинцы затеяли перестройку здания на современный манер. За дело взялся гениальный пражский архитектор Килиан Игнац Денцингофер. В 1735 году, когда строительство было закончено, Прага получила один из самых прославленных памятников эпохи барокко. Впрочем, молиться в заново отстроенном соборе бенедиктинцам довелось чуть более полувека. В 1787 году император Иосиф II своим указом ликвидировал большинство чешских монастырей. В числе прочих был закрыт и собор святого Микулаша. В октябре 1792 года пустующее здание в самом центре города выкупил для своих нужд пражский магистрат.

Во времена наполеоновских войн в храме располагался склад пшеницы, позднее здесь было устроено хранилище старых регистрационных книг и мебели. Практически бесхозное сооружение ветшало и разрушалось. К середине XIX века собор святого Микулаша являл собой жалкое зрелище. Стены осыпались, крыша текла, по зданию шныряли огромные крысы. Поговаривали даже о сносе храма. К счастью, до этого дело не дошло.

В 1870 году полуразрушенный собор передали православному населению Праги. Такое экстравагантное решение не было случайным. В ту пору в чешских землях зарождалось национально-освободительное движение. Самые видные чешские политики считали Россию единственной силой, способной дать свободу славянским народам Австро-Венгрии. Политические идеи тесно переплетались с религиозными. Многие чехи приняли православие. В этом свете красноречивый жест пражского магистрата выглядит вполне логичным.

Поначалу городские власти хотели даже продать собор русскому землячеству, причем на весьма выгодных условиях. Лишь косые взгляды австрийских чиновников помешали православным приобрести храм святого Микулаша в собственность, ограничившись арендой. По этой же причине арендный договор пришлось заключить на имя частного лица - председателя Славянского комитета графа П.А. Голенищева-Кутузова.

Идея возобновления православного богослужения на чешской земле нашла широкий отклик в славянофильских кругах России. По подписке были собраны немалые средства на обновление и украшение храма. Священный Синод предоставил утварь, книги и ризницу. Московская городская дума пожертвовала колокола. Самый дорогой подарок преподнес император Александр II. По его заказу на Гарраховском стекольном заводе была изготовлена огромная хрустальная люстра в форме короны Российской Империи, которая и по сей день украшает интерьер святого Микулаша (на фото внизу).

Никольский собор освятили 16 августа 1874 года. Однако уже через несколько месяцев он снова был закрыт по распоряжению австрийского наместника. Потребовались дипломатические демарши в Вене, чтобы православные богослужения были возобновлены. Правда, с некоторыми ограничениями. Например, запрещалось вывешивать расписание служб на дверях храма и совершать крестные ходы по площади.

С началом первой мировой войны отношение к православным богослужениям стало еще более категоричным. Австрийские власти не могли смириться с тем, что в самом центре Праги молились о победе русского оружия. В первые дни войны был арестован настоятель храма протоиерей Николай Рыжков, а в 1916 году пражский магистрат вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды. Православный Никольский собор стал католическим костелом расквартированного в Праге воинского гарнизона. Колокола были конфискованы и переплавлены, разделив участь большинства пражских колоколов. Богатое убранство храма и церковная утварь свалены в подсобном помещении.

Новая жизнь православия в стенах Никольского собора началась с появлением на картах независимой Чехословакии. В эти годы Прага становится одним из центров русской эмиграции. Президент Масарик крайне благосклонно относится к беженцам из коммунистической России. Открываются русские школы, русские университеты, русские библиотеки... В 1919 году были возобновлены и богослужения в соборе святого Микулаша. Правда, городские власти к этому времени уже успели передать само здание в аренду только что образованной Чехословацкой гуситской церкви. Из-за этого молиться приходилось поочередно. Складной иконостас устанавливали перед каждой службой и убирали по ее окончании. Условия были тяжелые, но терпимые. В 1922 году при храме появился даже профессиональный хор.

Все изменилось с окончанием второй мировой войны. Пришедшие в Прагу вслед за частями Красной Армии подразделения НКВД не могли смириться с существованием "гнезда белой эмиграции" в самом центре города. Православные богослужения в Никольском соборе были запрещены, а его настоятель отец Исаакий арестован. Иконостас и церковную утварь бросили в подвале одного из так называемых "профессорских" домов в Дейвицах, построенных по инициативе самого Масарика для преподавателей из числа русских эмигрантов.

Вскоре в том подвале была оборудована новая церковь, ставшая своеобразной наследницей Никольского собора на Староместской площади. Даже название осталось прежним. На боковой стене церкви до сих пор закреплены массивные Царские врата. Они никогда не открываются и служат лишь напоминанием о былом величии православия в Праге. Сам иконостас из-за его больших размеров собрать не удалось. В интерьере церкви использованы лишь его отдельные фрагменты.

Православная община Праги после войны сильно поредела. Многие погибли во время бомбежек, иные перебрались из коммунистической Чехословакии в Западную Европу и Америку, или сгинули в застенках НКВД. Какое-то время полуподвальная Никольская церковь в Дейвицах да Успенская часовня на Ольшанском кладбище вполне удовлетворяли потребности немногочисленных прихожан.

За последние годы ситуация кардинально изменилась. Русская колония в Праге снова стала многочисленной и теперь насчитывает несколько десятков тысяч человек, большинство которых исповедует православие. Две крошечные церкви перестали вмещать всех верующих. Не решила проблему и Георгиевская церковь на территории посольства, возведенная два года назад. В дни больших праздников ее прихожанам приходится перебираться в более просторное светское здания Российского центра науки и культуры.

Источник:   http://infopraga.by.ru/chram.htm

Паломнические поездки к Никольскому собору в г. Прага