Святыни Мёнхенгладбаха.
- Описание
Описание Святынь Мёнхенгладбаха.
Первые сведения об этих реликвиях нам дает повествование об основании Гладбахского монастыря, которое вышло из стен монастырского скриптория в XI веке. В этом витиеватом рассказе упоминается некий знатный муж именем Бальдерих, который приказал построить на Гладбахском холме церковь. Первые реликвии подарил этой церкви сам император Карл Великий (742-814). Церковь была разрушена уграми в 954 году, а святыни - частицы мощей свв. Вита, Корнилия, Киприана, Варвары и Хрисанфа - защитники храма спрятали при приближении врага, вложив их в полый камень и закопав. Археологические раскопки, проводившиеся на горе под руководством профессора Хуго Боргера, подтвердили существование поселения на горе в позднекаролингскую эпоху.
Далее предание поветсвует о новом обретении утраченных святынь. Рассказывается, что в 974 году Кельнский архиепископ Геро и сопровождавший его Сандрад, монах из Трира, искали место для будущего монастыря. Дойдя до руин на Гладбахском холме, они услышали вдруг колокольный звон, идущий откуда-то из недр горы. Чудесный колокол привел епископа и монаха на то место, где были спрятаны реликвии в полом камне. Таким образом, место для основания нового монастыря было определено волей Божьей. А монах Сандрад стал первым настоятелем монастыря.
Монастырь пользовался особым покровительством своего основателя - архиепископа Геро. Предполагается, что именно он, возвратившись из византийской поездки со множеством реликвий, преподнес Гладбахскому монастырю его главные святыни - евангельские, как в Ахене и Корнелимюнстере. Однако впервые эти реликвии упоминаются документально лишь около 1275 года. Речь идет о куске ткани, почитаемой как часть скатерти, на которой совершалась Тайная Вечеря, и о другом куске, являющимся, по преданию, частью багряницы Христовой. Здесь же хранятся осколки посуды, которая должна была использоваться во время Тайной Вечери, и части одежд девы Марии и евангелиста Иоанна.
Еще одна святыня Гладбахского монастыря - часть главы св. Лаврентия - впервые упоминается в XV столетии. А в конце XVI века вокруг этой реликвии разгорелись нешуточные страсти. Король Филипп II Испанский построил неподалеку от Мадрида Эскориал - монастырь, дворец и мавзолей одновременно - и освятил его в честь св. Лаврентия. Король задумал увенчать все это великолепие подходящей святыней - главой святого Лаврентия. Но Филиппу не удалось заполучить святыню, несмотря на то, что он имел на своей стороне Папу, императора, епископов и князей. Ни соблазнительные обещания и предложения, которые могли сделать аббатство в Гладбахе одним из богатейших монастырей в Германии, ни угрозы (Папа Климент VIII приказал выдать святыню под страхом отлучения) не привели испанского короля к желаемой цели. Гладбахским аббатам удалось сохранить реликвию.
Впервые о ежегодном показе святынь Мёнхенгладбаха упоминается в 1456 году. Богослужебные указания 1592 года говорят уже о том, что показ должен проходить раз в семь лет. Те же указания описывают распорядок этого события, которое начиналось 12 июля, в день обретения архиепископом Геро святынь на Гладбахском холме. Святыни демонстрировались ежедневно до 25 июля.
В последний раз Гладбахский аббат показывал святыни в 1797 году, а в 1802 году наполеоновская секуляризация упразднила монастырь. Монастырские реликвии, извлеченные из драгоценных ковчегов (реликварии были, по всей вероятности, конфискованы), попали в приходскую церковь, а в 1804 вернулись в монастырский храм, в котором вновь были разрешены богослужения. В 1824 году настоятель церкви Корнелиус Кирхрат распорядился показать святыни народу. Но паломничества к святыням Мёнхенгладбаха были возобновлены лишь в 1867 году с разрешения архиепископа. На рубеже XIX и XX веков были созданы новые реликварии для святынь, в том числе Ковчег Тайной Вечери (Abendmahlsschrein), в котором по сей день хранятся библейские святыни и два бюста-реликвария св. Вита и св. Лаврентия.
Мёнхенгладбахское паломничество проходило регулярно, раз в семь лет, до 1937 года. В год паломничества 1944 монастырский храм был разрушен попаданием бомбы. Но уже в 1951 году состоялось новое паломничество. С тех пор семилетний ритм был нарушен лишь однажды, когда из-за празднования тысячелетия со дня основания монастыря паломничество было перенесено с 1972 на 1974 год.
Итак, паломничество проводится раз в семь лет по образцу Ахенского паломничества, в те же годы. В первый день настоятель собора обербургомистр в присутствии и при участии Ахенского епископа открывают ковчег Тайной Вечери, и извлеченные из него святыни демонстрируются народу. В этом году паломничество проходило с 7 по 15 июня, почти одновременно с Ахенским, проходившим с 1 по 10 июня. В первый день этого события, при торжественном открытии ковчега со святынями присутствовало более 4000 паломников.
источник - http://orthodox-europe.eu