Центры паломничеств
Святые места

Кафедральный собор в г. Амьен

Описание Кафедрального собора в г. Амьен

Амьен - главный город Пикардии (эта историческая область расположена на северо-западе Франции). Амьен, безусловно, интересен и сам по себе, но все же главной целью путешественников, посещающих этот город, является находящийся в самом его центре Нотр-Дам д'Амьен - самый крупный готический собор Франции. Размеры собора действительно впечатляют: длина - 145 м, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м.

Строительство этого истинного шедевра готической архитектуры началось в начале XIII в., после того, как в 1218 г., из-за удара молнии, погиб в пожаре ранее находившийся на этом месте собор романской архитектуры. Уже в 1220 г., при епископе Арну де ля Пьере (впоследствии он был похоронен в центральной капелле собора), был заложен первый камень в основание храма. Проектировщиками и руководителями строительства Амьенского собора были: Робер де Люзарш, а потом Том де Кормон и его сын Рено де Кормон. Интересно заметить, что за основу был взят видоизмененный проект собора в Шартре, а строительство Нотр-Дам д'Амьен велось практически одновременно со строительством знаменитого Реймского собора. И хоть первоначальный план строительства оказался выполненным не полностью (так, башни собора должны были быть шире и значительно выше тех, что мы видим сейчас), без преувеличения можно сказать, Нотр-Дам д'Амьен стал настоящим архитектурным шедевром. Впоследствии Амьенский собор достраивался: в XIV в. велось сооружение шатра над южной башней, а северная башня была закончена лишь в начале XV в.

Кафедральный собор в г. Амьен

Как уже отмечалось выше, Нотр-Дам д'Амьен поражает прежде всего своими размерами. Интересный факт: огромный собор мог вместить все население города Амьена, которое в то время составляло около 10 тыс. человек!!!

Нотр-Дам д'Амьен впечатляет не только грандиозными размерами, но и своей красотой. Благодаря удачно найденным архитектурным решениям собор кажется устремленным ввысь, стройный башенный шатер фонаря над средокрестием подчеркивает высоту всей готической конструкции.
Франция. Нормандия. Собор в Амьене Франция. Нормандия. Собор в Амьене. Благовещение

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Его фасады отличаются удивительно гармоничным сочетанием скульптуры и архитектуры. Совершенно очевидно, что над внешним украшением собора трудилось множество мастеров-каменотесов, а руководил работами талантливейший скульптор. И вот теперь взору прихожан и туристов открывается впечатляющая картина - фасады собора, украшенные скульптурами и барельефами со сценами из Ветхого завета и из жизни горожан во времена средневековья: 4500 отлично выполненных фигур - цифра впечатляющая!
Франция. Нормандия. Собор в Амьене. Золотая Мадонна

В скульптурном оформлении трех фасадов можно явно выделить три основные темы: Страшный суд, Дева Мария, а также картины из жизни Св. Фирмена - первого епископа города, после канонизации ставшего покровителем Амьена.

Одной из самых знаменитых скульптур является расположенная со стороны южного фасада "Золотая Мадонна" (XIII в.). Изначально она была позолочена, за что, собственно, и получила такое название. Установлено также, что скульптуры, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 гг..

А вот внутреннее убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью. В храме даже отсутствуют традиционные витражи, при этом чуть ли не единственными его украшениями являются опоясывающая рельефная гирлянда, а также уходящая вглубь стройная 18-метровая колоннада. Зато все это создает удивительный эффект легкости, простора, храм словно пронизан светом.

Впрочем, ранее Амьенский собор внутри выглядел немного иначе. Традиционные окна-розы, а также 12-метровые стрельчатые окна были застеклены разноцветными витражами, от этого высокие своды казались затененными и немного таинственными. Освещение менялось в зависимости от времени суток. А вот алтарь, хорошо освещенный высокими окнами апсиды, неизменно оставался самой светлой частью внутри храма. Поистине достойно восхищения мастерство проектировщиков и строителей Амьенского собора, их умение так необычно распределить потоки света, создав при этом удивительную, возвышенную атмосферу внутри храма, непременно благотворно сказывающуюся на настроении молящихся.

Нотр-Дам д'Амьен - выдающееся произведение готического искусства, по своей значимости не уступающее собору Нотр-Дам в Париже, знаменитому Кельнскому собору, соборам в Шартре и Реймсе, а также Вестминстерскому аббатству в Англии. Недаром в 1981 г. ЮНЕСКО взяло Амьенский собор под свою охрану, как памятник культуры мирового значения.

Нотр-Дам д'Амьен называют "сердцем Пикардии". Это не только величайший памятник архитектуры.

Именно здесь, в Амьенском соборе, хранится священная христианская реликвия - Глава Иоанна Крестителя, которая, как считается, после взятия Константинополя в 1204 г. "промыслом Божиим" оказалась в Амьене. Собственно, именно ради нее и строился Нотр-Дам д'Амьен. Говорят, что появление и пребывание великой христианской святыни в Амьене, столице Пикардии, ознаменовалось целым рядом чудес.

Глава Иоанна Крестителя хранится в Амьенском соборе до сих пор. Не так давно гуппа французских ученых провела независимую экспертизу, подтвердив еще раз подлинность святыни. Так, исследование показало, что сохранившаяся часть черепа принадлежит человеку, родившемуся в Палестине в I-II вв. След на голове оставлен острым предметом (по-видимому, кинжалом), а это как раз соответствует церковному преданию о том, как Иродиада, получив главу Иоанна Крестителя, в ярости ударила ее ножом.

Неудивительно, что 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Крестителя, в Кафедральном соборе Амьена собираются тысячи прихожан.

Паломнические поездки к Кафедральному собору в г. Амьен