Центры паломничеств

Святые места

Церковь Сен-Лё-Сен-Жиль в г. Париж

Описание Церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в г. Париж

Это одна из самых старых церквей в Париже, сохранившая в своей архитектуре еще романские черты. Главным фасадом она выходит на ул.Сен-Дени - прямо на многочисленные секс-шопы и иные заведения сомнительного толка. Противоположная ее часть смотрит на бульвар Севастополь, названный так в честь взятия нашего города англо-французскими войсками во время Крымской войны.

Церковь Сен-Лё-Сен-Жиль в г. Париж

Маленький храм посвящен двум святым мученикам - епископу Санса Ле и отшельнику из Прованса Жилю. Построенная в XII в., церковь претерпела неоднократные переделки и реконструкцию. Так что фасад церкви относится к XVI в., а крыша - к XVIII в. Колокольня храма появилась в 1858 году. Интерьер богат произведениями искусства, самое впечатляющее из которых - скульптурная группа "Богоматерь со святой Анной" (XVI в.).

Храм упоминается в романе Дюма "Три мушкетера": "Д'Артаньян, заметив однажды, что Портос направляется к церкви Сен-Ле, пошел за ним следом, словно движимый каким-то чутьем. Перед тем как войти в святую обитель, Портос закрутил усы и пригладил эспаньолку, что всегда означало у него самые воинственные намерения."

Святая ЕленаВ церкви Сен-Ле хранится одна из христианских святынь - мощи св. царицы Елены, матери императора Константина, который первым из римских императоров принял христианство и в IV веке сделал его официальной религией империи.

История перенесения мощей во Францию такова. Прежде они хранились в Риме, в храме мучеников Маркеллина и Петра, и один французский монах, который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой. Аббатство, в котором подвизался похитивший святыню монах, существовало до революции в местечке Овилье в Шампани, около Реймса. Именно туда и привез мощи святой Елены похититель Тёджис.

Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти. Убедившись, что все рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, члены монастырской комиссии послали в Рим делегацию, состоявшую из трех монахов и священника, чтобы те, не предавая дело огласке, навели справки и выяснили, действительно ли мощи святой Елены из римского храма пропали. Через некоторое время монахи вернулись и сообщили, что мощи действительно исчезли из Рима.

Для верующего человека, наверное, самым убедительным свидетельством могло служить то, что пребывание этой святыни во Франции сопровождалось такими чудесами, что можно было увидеть в происшедшем проявление воли самой святой Елены. Величие совершившихся чудес и исцелений убеждало, что в перенесении мощей святой участвовали не только человеческая воля монаха. Сохранились описания чудотворений от мощей равноапостольной Елены. Когда изучался вопрос о перенесении мощей святой Елены, был составлен список многочисленных исцелений, происходивших от этой святыни, начиная с IX и вплоть до XVII века.

Конечно, папа в конце концов узнал о том, что произошло с мощами, но не потребовал, чтобы их вернули.

Во время революции, когда во Франции начались гонения на Церковь и разрушались монастыри, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее уже направлен отряд, получивший приказ конфисковать монастырское имущество, а затем разрушить и сам монастырь, взял мощи из раки и перенес их в церковь, находившуюся в соседней деревне. Потом отец Грассар был арестован. Монастырь был разрушен революционным отрядом и впоследствии продан новой властью окрестным крестьянам, использовавшим кирпичи монастырских строений для своих бытовых нужд. В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. И тогда к этому монаху обратились рыцари Святого Гроба Господня - представители Святогробского братства. Монах Грассар именно ему отдал мощи святой Елены. Братья осуществляли свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже. И мощи святой Елены были положены в ней под алтарем. Когда эта святыня передавалась, состояние мощей было еще раз освидетельствовано: в раку вложили все документы, передаваемые вместе с мощами в течение семи-восьми веков. Документы подтверждали, что это те самые мощи, которые были перенесены в IX веке из Рима.

Во времена Парижской коммуны революционеры ворвались в церковь, где они хранились, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но один из офицеров восстал, заявив, что если святотатцы сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их - благодаря этому они и сохранились, Рака с мощами св.Еленыв то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его разбиты и церковь подверглась опустошению. После того как представители коммунаров, бросив мощи, ушли, священник поднял и сохранил святыню. С тех пор и поныне она хранится в этой церкви.

Парижская коммуна просуществовала три месяца, а потом все вернулось на круги своя. В настоящее время мощи святой равноапостольной Елены по-прежнему хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, но не предлагаются для поклонения. Это давний католический обычай: мощи святой скрыты в саркофаге. И по документам известно, что святыня там и что последнее вскрытие было в 1922 году: в достоверности этого сомневаться нет никаких оснований. Долгое время до того, как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, рака со святыми мощами равноапостольной Елены находилась высоко над главным престолом Сен-Лё-Сен-Жиль. Теперь под ним устроена крипта, в которой каждый верующий может прибегнуть к благодатной силе останков святой.

Паломнические поездки к Церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в г. Париж