Центры паломничеств
Святые места

Мужской монастырь Пр. Богородицы и Иоанна Богослова Ситии – Топлу

Описание Мужского монастыря Пр. Богородицы и Иоанна Богослова Ситии – Топлу

Монастырь Топлу, или Пресвятой Богородицы Акротирианис, представляет собой самый важный монастырский комплекс крепостного типа на северо-востоке Крита. С западной стороны над центральными воротами возвышается величественная колокольня, декорированная в ренессансном стиле. Впечатляющий монастырский ансамбль складывался постепенно с ΧΙV в. и, как свидетельствуют архивные источники, начиная с XV в. превратился в один из влиятельных религиозных центров.

Сам монастырь располагается в украшенном зубцами трехэтажном здании, построенном вокруг внутреннего двора, и занимает территорию в 800 кв. м. Его строительство началось в последние годы венецианского господства, когда исходящая от турок угроза становилась все очевиднее. Фасад украшает фронтон ренессанского типа, на котором выгравирована надпись основателя игумена Гавриила Пантогалоса в виде элегических двустиший. Интерес также представляет алтарная преграда, на которой имеются ценные византийские иконы. Вход в монастырь состоит из двух врат, следующих друг за другом. Проходя через большие внешние ворота, можно попасть во внешний двор. Здесь находилось все необходимое для охраны и защиты монастыря от врага. Внешние ворота являлись логическим завершением сводчатой крытой галереи. Другие ворота, очень тяжелые и массивные, находятся в основном здании монастыря и называются «колесными». Такое название объясняется наличием специального колеса, которое помогало монахам открывать и закрывать створы. Прямо над входом находится варница, или навесная бойница, из которой на пиратов или захватчиков, пытающихся сломать ворота, выливали кипящее масло или свинец.

Возведение монастыря в виде крепости связано с венецианскими семьями Корнаро и Медзи из Ситии, которые финансировали строительство, поэтому до сих пор южное и северное крылья здания названы в их честь.
Расцвет монастыря приходится на XIV - XV вв., судя по многочисленным ценным византийским иконам того периода, которые четко отражают этапы развития константинопольской живописи, постепенно проникавшей на Крит после падения Константинополя. Высокая художественная ценность икон является свидетельством высокого уровня образования монашеской общины монастыря, что сыграло важную роль в развитии культуры Крита постренессансного периода. Период расцвета, продолжавшийся непрерывно до 1612 г., прервался в связи с разрушительным землетрясением, случившимся в восточной части Крита. В годы турецкого господства монастырь часто становился объектом грабежей и убийств со стороны турок, но сумел устоять и даже оказывал помощь порабощенным грекам. С 1865 г. в помещениях монастыря была организована школа, где преподавалась церковная грамота под руководством архиереев. В ней обучались мальчики, готовившиеся к монашескому служению, и дети из соседних деревень.

Кафоликон Рождества Богородицы изначально был небольшой однонефной сводчатой церковью, к которой с западной стороны было пристроено большое сводчатое помещение. На месте древнего храма сейчас находится алтарь. На стрельчатом своде пристройки, который разделен поперечной подпружной аркой, сохранились в плохом состоянии ценные фрески, относящиеся ко второй половине XIV в. (Бурбудакис, 2004). Читаемые изображения принадлежат христологическому циклу, состоящему из 16 сюжетов. В ходе третьей перестройки к кафоликону с южной стороны был присоединен однонефный сводчатый храм Святого Иоанна Богослова.
В монастыре хранится и экспонируется ценная коллекция икон, рукописей, инкунабул, гравюр и церковных реликвий, что делает монастырь одной из важнейших культурных достопримечательностей восточного Крита. Сегодня этот мужской монастырь является действующим.

Источник:   http://lasithitour.bpis.teicrete.gr/religious/map.php?page=map&lang=ru&scrollto=info&type=mon&id=1083

Паломнические поездки к Мужскому монастырю Пр. Богородицы и Иоанна Богослова Ситии – Топлу