Центры паломничеств

Населенные пункты

Салоники

Описание Салоник

Салоники или Фессалоники (греч. Θεσσαλονίκη, русск. Солунь, болг. Солун, тур. Selanik) — второй по величине город Греции с населением вместе с пригородными территориями более 800 тысяч человек (данные 2001 г.).

В окрестностях Салоник расположено большое количество небольших населённых пунктов, которые летом являются местом туризма, а зимой — обычными аграрными деревнями.

В Салониках расположены аэропорт и крупный морской порт, по своему экономическому значению занимающий второе место после Афин.

Античный период

Город Салоники был основан царём Македонии Кассандром в 315 г. до н. э.. Женой царя Кассандра была сводная сестра Александра Великого — Фессалоника, именем которой царь назвал новый город, объединив в него 26 более мелких поселений, существовавших в то время вдоль берегов залива Термаикос. Именно тогда город и приобрёл свой эллинистический характер, сохранявшийся в общих чертах до конца XV века.

Византийская империя

С образованием Византийской империи, Салоники оказываются в очень выгодном геополитическом положении — на пересечении дорог из Константинополя в Рим и из Афин в Причерноморье. После захвата арабами Антиохии и Александрии Салоники стали вторым по величине и значению городом империи. Параллельно происходила диверсификация национального состава города: здесь поселилось множество южных славян (болгары), романоязычных валахов, иммигрировавших с северных горных районов, позднее цыган. Местными уроженцами были святой великомученик Димитрий Солунский († 306 г.) и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX в.) — просветители славян. С 1206 по 1246 г. город был столицей латинского государства — Фессалоникской империи, ставшей частью Латинской империи. В 1347 году в сан архиепископа Солунского был возведен святитель Григорий Палама († 1359). В 1387—1402 гг. город принадлежал туркам, затем власть в полуразорённом городе была передана венецианцам, стремящимся контролировать Средиземноморье и его торгово-экономический сектор. Греческая элита переживает полный моральный и психологический упадок, греки массово переходят в ислам, их жизнь и быт ориентализируется, а сам город становится частью Османской империи, окончательно захватившей его в 1430 году.

Османская империя

Жизнь в городе во времена расцвета Османской империи претерпела ещё большие изменения, равно как и его этно-религиозный состав. Во времена Византийской империи, этот греко-славянский город насчитывал свыше 200 тысяч жителей и являлся вторым после Константинополя христианским центром империи. В конце XIX века от былого греческого могущества не осталось и следа: более половины населения теперь составляли испанские евреи, а основным языком города стал испанский (ладино). Чтобы не допустить возврата греческого большинства[источник?], турки поощряли иммиграцию евреев из Испании, откуда те были изгнаны как неверные марраны. Более того, свыше четверти населения города приняла ислам и перешла на турецкий язык. Таким образом, экономико-социальные рычаги власти в городе принадлежали испаноязызчным евреям, а политические — тюркоязычным мусульманам. Греческое население теперь составляло лишь около пятой части всего населения города и было оттеснено на обочину его жизни. Значительная часть греков была уничтожена в ходе военных конфликтов средневековья. Многие были проданы в рабство мусульманам в Анатолию, где они ассимилировались. Большая часть греческой знати и среднего класса перешла в ислам и усвоила турецкий язык. Но многие простые греки так и не смирились с турецким владычеством и ушли жить в горы. В городе значительно разросся и мусульманский квартал, в котором проживали в основном турки и отуреченные народы, уроженцем которого был и знаменитый Ататюрк. К моменты взятия города греческими силами в 1912 году греки составляли не более 20 % населения города.

Реэллинизация

Город был отвоёван греками лишь в ходе Балканских войн 1912—1913 гг. Впоследствии, в результате геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны (Холокост) и оттока турецкого населения Салоники вновь стал практически полностью греческим городом.

Славянское меньшинство

В районе Салоник и в соседних сельских регионах области Македония ещё с конца 8 века (Великое переселение народов) сложилась значительная община так называемых солунских славян или македонских славян, которым близки современные болгары и македонцы. По переписи 1951 года в регионе проживало свыше 41 тыс. носителей южнославянской речи.

Некоторая активизация членов славянской общины в Греции провоцирует скандалы на политическом уровне. К примеру, в начале 20 века греческое правительство, задавшись целью изолировать местных славян от собственно македонцев и болгар, предприняло попытки перевода их письменности на латиницу, несмотря на то, что в среде православных славян ещё во времена ранней Византии на основе греческого же алфавита зародилась кириллица, распространившаяся позже на север. Начался постепенный отток славян из Македонии.

Позднее греческие националисты, в том числе в Австралии, США и др., организовывали митинги под лозунгами «Славянами в Греции и Салониках могут быть только туристы». Последний скандал произошел 24 мая (День славянской письменности) 2008 года, когда македонский митрополит Стефан официально упрекнул правительство Греции в проведении политики эллинизации местных славян.

Достопримечательности

Главный архитектурный символ города — Белая башня, построенная на берегу залива в XVI веке на фундаментах более древних сооружений. Крепость и башни, господствующие над исторической частью города, относятся к XIV веку. Одно из древнейших сооружений в городе — сохранившиеся части дворца императора Галерия, включающие триумфальную арку и мавзолей IV века.

Белая Башня, символ города


Салоники богаты памятниками раннехристианского и византийского зодчества, которые внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К таковым относится:

  • Базилика Святого Димитрия, построенная между 313—323 годами и перестроенная после пожара в 629—634 годах. Главной реликвией храма является рака с мощами великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя города, и шесть сохранившихся после страшного пожара 1917 года мозаик VII века, переживших период иконоборчества.
  • Позднеримская церковь святого Георгия (Ротонда святого Георгия), созданная в гробнице императора Галерия. Сохранились мозаики конца IV века.
  • Церковь святой Софии — наиболее сохранившийся в мире храмовый комплекс иконоборческого времени, построенная в период между 690 и 730 годами.
  • Церковь святых апостолов (1312—15) — яркий памятник зодчества эпохи Палеологов.
  • Базилика Ахиропиитос — одна из древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик (середина V века).
  • Церковь святого Пантелеимона — крестообразная однонефная церковь, относящиеся к началу эпохи Палеологов (XIII век).
  • Монастырь Латому с сохранившейся церковью святого Давида, построенной в конце V — начале VI веков.
  • Церковь святого Николая Орфаноса — соборный храм не сохранившегося монастыря Влатадов (начало XIV века).
  • Церковь «Панагия Халкеон» — крестокупольная церковь, посвящённая Богородице (первая половина XI века).

 

Предложения паломнических поездок