Центры паломничеств

Святые места

Гора Святого Патрика

Описание Горы Святого Патрика

С именем Святого Патрика в Ирландии связано множество памятных мест - храмов, развалин, колодцев и пещер, число которых растет по мере увеличения притока иностранных туристов. Однако, две святыни почитаются особенно серьезно: Гора Святого Патрика в графстве Майо на западном побережье Коннахта и «Чистилище Святого Патрика» на маленьком островке посреди озера Лох Дерг в Донеголе ( не следует путать его с другим озером Лох Дерг в графстве Клэр).

Гора Святого Патрика

О Горе (Croagh Patrick) здесь уже было немного рассказано. Едва ли не у каждого святого есть своя Гора, на которой он видел Бога. У Моисея был Синай, у Франциска Ассизского - Альверно... У Святого Патрика тоже была такая гора. Согласно преданию, на ее вершине он постился и молился в течение сорока дней, а демоны пытались ему помешать, являясь в образе огромных черных птиц и нападавших на него со всех сторон. Но Патрику удалось одолеть демонов и силой молитвы загнать их в глубокую пещеру на северной стороне горы. С тех пор эта пещера называется Lag na nDeamhan (Пещера Демонов). Говорят, что темные духи по сей день заключены в ней и останутся там до Страшного Суда. На исходе сорокадневного поста Патрику явился ангел и сказал, что в награду за его стойкость Господь дарует всем ирландцем такую же твердость в вере, какую проявил их Апостол... Народная версия этой легенды излагает ее в более приземленном и слегка ироническом духе. Святой Патрик так обессилел от столь долгого поста, что Господь стал всерьез опасаться за его жизнь и потребовал, чтобы Патрик прервал свое покаяние. Но Патрик согласился сделать это лишь после того, как Господь обещал исполнить три его просьбы: чтобы Ирландия избежала саксонского владычества, чтобы в Судный День она ушла под воду подобно тому, как когда-то ушел под землю Эдем, и чтобы каждого ирландца после его смерти судил лично он, Патрик. Как мы знаем, первое обетование исполнено не было - очевидно, жители Ирландии чем-то прогневили Бога и вынудили Его нарушить слово, данное Патрику. Несмотря на это, многие ирландцы твердо верят в исполнение двух других Его обещаний. Но одной веры определенно мало - нужно подтвердить ее делом, дабы снова не навлечь на себя Божьего гнева... Поэтому существует давняя традиция паломничеств на Гору Святого Патрика.

Первое письменное упоминание о таких паломничествах относится к 1113 году. В так называемых «Ольстерских анналах» говорится, что ночь на 17 марта во время сильной бури погибло тридцать пилигримов, постившихся на вершине горы. Несколько позже церковь установила иную дату для ритуального восхождения на Святую Гору - последнее воскресенье каждого июля (Reek Sunday). В этот день в память о молитвенном подвиге Святого Патрика сотни паломников разных возрастов и сословий босиком поднимались на вершину его Горы и молились там в течение всей ночи. В 1432 году Папа Евгений IV официально установил частичное отпущение грехов всем, кто предпримет такое паломничество. Во времена Великого Голода в Ирландии традиция молитвенных бдений на Горе Святого Патрика прервалась и была возобновлена лишь в 1903 году, когда примас Ирландии Джон Хили отслужил мессу во вновь построенной церкви на ее вершине и произнес пламенную проповедь о несокрушимой вере ирландцев, с честью выдержавшей все тяжкие испытания и гонения, выпавшие на ее долю.

Сама Гора относительно невысока (около 755 м.), но путь паломников, как правило, долог: из местечка Балла по дороге длиной в 55 километров, называемой Tochar Phadraig - некий аналог знаменитого галисийского «Млечного Пути», по которому идут паломники в Сантьяго-де-Компостелла. Восхождение на Гору делится на три этапа. Первая остановка в пути называется Leacht Benain - в честь одного из учеников Святого Патрика, Святого Бениния (Benignus). На этом месте лежит каменная плита, вокруг которой надо обойти семь раз и семь раз прочитать «Отче наш» «Радуйся, Мария» и «Верую». На подступах к вершине Горы паломники делают вторую остановку, опускаются на колени и вновь читают те же молитвы в той же последовательности. Это место называется Leaba Phadraig - Ложе Святого Патрика. Неподалеку от него, с западной стороны горы, есть еще одна площадка, называемая Rеilig Mhuire - Кладбище Девы Марии. По предположениям, в древности здесь было языческое капище, к которому приходили женщины, чтобы помолиться об исцелении от бесплодия или о здравии и благополучии новорожденных. Времена изменились, и название святилища стало другим, но сегодняшние паломницы молятся здесь о том же самом.

На вершине горы стоит небольшая церковь, построенная в 1902 году специально для пилигримов. Здесь можно увидеть камень, на котором Святой Патрик молился, пока черные птицы тучами кружили вокруг него. Говорят, что на камне остались отпечатки его коленей. Восхождение на Гору трудно и утомительно, но усилия вознаграждаются потрясающим видом, открывающимся с вершины. Были времена, когда паломники совершали восхождение на Гору с факелами в руках. Несомненно, это было впечатляющее зрелище, но в 1974 году факельные шествия запретили из-за опасения пожаров. Однако, сама традиция ежегодного паломничества на Святую Гору Ирландии со временем не угасла и продолжает свято соблюдаться. Считается, что каждый верующий католик в Ирландии раз в несколько лет обязательно совершает это паломничество; многие делают это каждый год, а люди пожилые, соблюдая все правила, поднимаются по камням босиком, не считаясь с риском простудиться или пораниться.

«Мы поднимаемся на гору уже глубокой ночью; темнота, полная странных шорохов, запаха сырой травы и прерывистого дыхания людей, окружающих нас, но остающихся невидимыми и незнакомыми - все это смущает и держит в напряжении... Очень трудно сосредоточиться на молитве или благочестивых мыслях, да и пустой желудок все настойчивее напоминает о себе - покаяние дается с трудом. Но вот наступает утро, и страхи развеиваются. Море внизу, с его глубокими бухтами и разбросанными в беспорядке пестро-зелеными островками, еще лежит во тьме. Но здесь, наверху, уже занимается свет. Паломники опускаются на колени и в глубоком молчании ждут, когда взойдет солнце. И оно является им - словно сам Патрик своим верным ученикам. Спустившись к подножию Горы, многие из тех, что поднимались не босиком, а в обуви, выбрасывают свои ботинки - изорванные и испачканные свидетельства религиозной самоотверженности» их владельцев». (Маргит Вагнер «Ирландия»)

У подножия горы - знаменитая статуя Святого Патрика: старик в белой, слегка облупившейся мантии, стоит, опираясь одной рукой на посох и подняв другую для благословения; выражение его лица кажется одновременно мягким и замкнутым. Говорят, что птицы избегают садиться ему на плечи - очевидно, памятуя о том, как он обошелся птицами-демонами, мешавшими его молитве. Туристы охотно фотографируются возле этой статуи и исследуют знаменитую Гору самостоятельно, но в организованном паломничестве участвуют в основном верующие, а не просто любопытствующие. В самом деле, не очень уместно из праздного интереса отправляться в поход, который для других его участников - не увеселительная прогулка, а духовное испытание, требующее особой молитвенной сосредоточенности и, если угодно, физической выносливости. Конечно, и среди местных жителей немало тех, кто идет в это путешествие просто ради соблюдения обычая или в жажде «эзотерических» переживаний в непосредственной близости от тайн потустороннего мира. Но все-таки паломничество остается паломничеством, и многие верят, что Святом Патрик и сегодня совершает чудеса на своей Горе, а тот, кто у ее подножия скептически посмеивается, на вершине ее вдруг обнаруживает, что молится так же искренне и горячо, как и все другие люди вокруг него.

Источник:   http://www.irishwolfhound.ru

Паломнические поездки к Горе Святого Патрика