Центры паломничеств

Святые места

Базилика Рождества Христова в г. Вифлеем

Описание Базилики Рождества Христова в г. Вифлеем

Базилика Рождества Христова (греч. Βασιλική της Γεννήσεως, араб. كنيسة المهد‎‎, ивр. כנסיית המולד‎) - христианская церковь, построенная над предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Первый храм над пещерой, которая почиталась верущими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 года.

 

Внутренний интерьер базилики

Современное здание базилики является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода. Богослужения в Базилике Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи. Базилика Рождества входит в число четырёх главных христианских храмов Святой Земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую Землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

...воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой па горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере расказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином на Святой Земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая что оно совершаетя в церкви где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-1936 годов. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году - Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана могочисленными пилигримами XII-XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещере Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и женским монастырём у её южной стены.

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670-1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

 

 

Паломнические поездки к Базилике Рождества Христова в г. Вифлеем