Центры паломничеств
Населенные пункты

Газа

  • Описание

Описание Газы

Газа - город в провинции Газа Палестинской автономии. Население - 410 тысяч жителей (на 2006 год). Крупнейший по населению город в Палестинской Автономии.

Основан в глубокой древности (около 3000 года до.н.э), один из древнейших городов мира. Один из городов Филистимского пятиградия. Упоминается в Библии 22 раза.

Во время ассирийских завоеваний Газа подвергалась частым нашествиям. Царь её, Ганнуну, упоминается в клинописных надписях. Другой царь, Циллибел, во время войны Синахериба с Езекией не принимал участия в коалиции сирийских царьков и получил от Синахериба часть отнятых у Езекии земель. Во время падения Ассирии фараон Нехао овладел было на короткое время Газой (608 год до н. э.), но Навуходоносор II покорил всю Сирию, и под вавилонским владычеством Газа была ещё во времена Набонида. После падения Вавилона Газа сделалась на время самостоятельной и даже осмелилась оказать сопротивление Камбизу на пути его в Египет. При Дарии и она пользовалась внутренним самоуправлением. В это время замечается усиление контактов с греками; однако, филистимлянская самобытность и исключительность долго ещё не уступали эллинизму. Во времена завоеваний Камбиза (525 год до н.э) Газа была населена семитскими племенами набатейцев, которых упоминают древние историки Диодор и Геродот.

Александр Великий в ноябре 333 года до н. э. встретил здесь почти такое же упорное сопротивление, как и в Тире; на осаду Газы ему пришлось употребить около 2-х месяцев, причем он разрушил её стены и истребил значительную часть городского населения. Во время эпохи диадохов Газа подвергалась частым опустошениям. В 312 г. она была местом поражения Птоломеем Димитрия Полиоркета. Тогда Птоломей не мог удержать её за собой, но вновь занял её после сражения при Ипсе. Под египетским владычеством она оставалась до конца III в., когда ею овладел (203) Антиох III. Под владычеством Селевкидов эллинизация Газы сделала быстрые успехи и превратила её в оплот эллинизма против возродившегося при Маккавеях иудейства, В 104 г. она обращалась за помощью против иудеев к Птоломею VIII Латуру, но он не успел спасти её, и она попала в руки Александра Янная.

Помпей (63 год до н. э.) освободил Газу, но при Ироде она опять попала в вассальные отношения к Иудее и сделалась свободной лишь после смерти Ирода. К началу н. э. основным населением Газы стали уже греки. В 66 г. н. э. её сожгли восставшие иудеи. От II и III в. сохранилось много городских медных монет, частью автономных, частью императорских. Существование первых указывает на привилегированное положение Газы.

Вследствие реформ Диоклетиана и Константина Газа была причислена к провинции Палестина I. Все писатели этого времени называют Газу значительным и богатым городом. Христианство появилось здесь очень рано, вследствие проповеди апостола Филиппа (Деян. VIII, 39). Апостол Филимон был первым епископом Г. Но вообще христианство долго не пускало здесь глубоких корней. Константин отделил от полуязыческой Газы Маюму, где было много христиан, и назвал её Констанцией; но при Юлиане она снова была подчинена Газе. Дальнейшими успехами христианство обязано распространению монашества в окрестностях Газы, начавшемуся со св. Илариона Великого, а также неутомимой деятельности св. Порфирия, епископа газского, исходатайствовавшего у Феодосия Великого и Аркадия эдикт о разрушении языческих храмов. Это не обошлось без бунта язычников и даже временного бегства епископа. Позже Газа сделалась центром умственной жизни и литературной деятельности; здесь стали процветать риторика, философия и поэзия с христианским направлением. Газская школа выставила немало риторов (Зосим, Прокопий, Харикий), философов, стремившихся сблизить учение Платона с христианством, и поэтов, писавших подражания Анакреонту, трагедии и монодии (Тимофей, Иоанн, Георгий). В Газе процветали и другие искусства; она была пограничным пунктом и оплотом культурного мира. Но это пограничное положение у самой пустыни стало для неё роковым. Арабы не раз покушались овладеть ею; персам при Хозрое II это на время удалось, а в 634 г. она окончательно попала в руки арабов.

В VII-IX веках город входил в Арабский халифат, в IX-XI веках находился под властью египетских династий Тулунидов, Ихшидидов, Фатимидов. В конце XI века захвачен крестоносцами, но после победы над ними египетского правителя Салах-ад-дина (1187 год) вернулся в состав египетских государств. В этот период Газа имела третье по величине еврейское население в Палестине после Иерусалима и Цфата вплоть до середины османского правления. В начале семнадцатого века, главным раввином Газы был рабби Исраэль бен Моше Наджара, поэт и знаток Торы. Во многих городах Израиля сегодня есть улицы, которые носят его имя. Перу раби Наджары принадлежит гимн «Йа рибон» - его поют за субботней трапезой во всех общинах Израиля. Раби Исраэль бен Моше Наджара умер в 1625 году и похоронен в Газе. Преемником на посту главного раввина Газы стал его сын. Один из представителей еврейской общины Газы Натан из Газы был известен как приверженец и «пророк» Шабтая Цви. Руины еврейской синагоги существуют в Газе до сих пор.

В 1516 году город был завоёван турками-османами и до 1917 года находился в составе Османской империи (в 1831-1840 под властью египетского паши Мухаммеда Али).

В 1920-1947 годах входил в состав Британского мандата в Палестине. В 1929 году евреи, проживавшие в Газе, были вынуждены покинуть город в результате арабских волнений. В ходе погромов по всей Палестине было убито 135 евреев. С целью умиротворения арабов англичане уступили их давлению и запретили евреям селиться в городе, в котором веками существовала еврейская община.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года включён в территорию будущего арабского государства. После Арабо-израильской войны 1948-1949 годов был оккупирован Арабской Республикой Египет, а после Шестидневной войны 1967 Израилем.

С 1994 года находится под управлением Палестинской автономии вследствие заключения Соглашений в Осло между Израилем и ПНА в 1993 году.

В 2007 году власть в городе захватила группировка ХАМАС. Поскольку программа Хамаса предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на исламскую теократию, то его руководство, придя к власти, отказалось признать ранее заключённые палестинцами соглашения с Израилем и разоружить своих боевиков. Газа превратилась в анклав анархии и терроризма. В результате, ряд государств, ранее финансировавших автономию, начали экономический бойкот Палестины, а Израиль и Египет блокировали город.

Бойкот и блокада привела к тяжелым последствиям для экономики и населения города. В январе 2009 года Израиль провел операцию Литой Свинец, целью которой было прекращение постоянных ракетных обстрелов юга Израиля. В то же время большинство стран мира обвинило Израиль в чрезмерном употреблении силы. В результате операции обстрелы Израиля были сведены к минимуму.Однако при этом было убито около 1400 палестинцев, а тысячи домов, фабрик и общественных зданий были разрушены, что еще более усугубило последствие продолжающейся блокады. Комиссия совета ООН по правам человека обвинила Израиль в совершение военных преступлений в ходе операции. Однако президент Израиля и лауреат Нобелевской премии мира, Шимон Перес считает выводы этой комиссии «насмешкой над историей»

Сайт:   http://www.mogaza.org