Центры паломничеств
Святые места

Храм архидиакона Стефана в г. Болонья

Описание Храма архидиакона Стефана в г. Болонья

Базилика является уникальной и единственной в мире по своему значению. Шесть церквей соединены в единый монастырский комплекс. История их возведения растянулась на девятнадцать столетий.

Епископ Петроний организовал христианский монастырь на месте языческого храма египетской богине Изиде. Отсюда началась история знаменитой базилики. Когда арабы завоевали земли Средиземного моря и закрыли проход в Иерусалим, христиане стали строить монастыри, куда верующие могли бы беспрепятственно совершать святые паломничества. Сохранились такие святые места в Италии в городах Бриндези и Пизе, в Эфиопии - Славная Лалибелла. Между ними одним из самых важных является святой болонезский Иерусалим, который позднее получил название святого первомученика Стефана. С VIII века монастырь стал принадлежать монахам-бенедитинцам, которые до настоящего времени хранят его историю.

Состоит монастырский комплекс святого Стефана из следующих церквей:

1. Храма Креста Господня
2. Крипты
3. Храма Воскресения Христова
4. Храма святых мучеников Виталия и Агриколы
5. Храма святых мучеников
6. Церкви Пресвятой Богородицы

Вход в Базилику начинается с Храма Креста Господня /Chiesa del Crocifisso/. Храм был возведен в 14 веке и сохранил в себе все черты сурового средневековья: просторный зал с узкими окошками и с нависающим древним деревянным сводом. В глубине открывается взору высокая лестница, ведущая к алтарю храма. Лестница как бы является прототипом той, по которой Иисус Христос шел на суд к Пилату и оригинал которой находится в Риме - Scala Santa. Над лестницей нависает Крест с распятым Христом, произведение художника Simone de Crocifissi (1380г.). Возникает ощущения присутствия на Голгофе. Наверху в глубине алтарь из желтого мрамора, привезенного из Вероны и фреска, изображающая Распятие Христа художника Микеле из Модены /Michele da Modena/

Спустившись по одной из маленьких лесенок вниз мы попадаем в маленькое темное помещение, разделенное на пять нефов круглыми колоннами с капителями. Это крипта - образец протороманской архитектуры, устроенная аббатом Мартином. Одна из колонн была привезена в Болонью из Иерусалима и высота ее представляет рост Иисуса Христа. В глубине крипты на красивом мраморном алтаре водружена рака святых мучеников - Виталия и Агриколы. По двум сторонам алтаря - фрески, изображающие сцены истязания этих святых мучеников за Христа. Мощи святых мучеников Виталия и Агриколы были перенесены 4 ноября 2004 годв в кафедральный собор города.

Вернувшись обратно в Храм Креста Господня мы должны повернуть направо и сразу оказываемся в церкви Воскресения Воскресения Христова /Basilica del Sepolcro/. Этот Храм называют «древним сердцем христианской Болоньи». Изображенный в храме, гроб Господень является самым старейшим в мире. После своей смерти, здесь был захоронен епископ Петроний (450 г.), но затем его мощи были перенесены в собор, названный его именем, так как никто не может быть погребен в этом месте.

Пройдя через Храм Воскресения Господня, мы оказываемся в церкви святых мучеников Виталия и Агриколы /Basilica dei santi Vitale e Agricola/. Это самая старейшая из всех церквей в монастыре святого первомученика Стефана. На этом месте и находилось капище языческой богине, на месте которого возник христианский храм.

На месте алтаря возвышается саркофаг святого Агриколы. С правой стороны у стены стоит крест, напоминающий верующим о распятии Спасителя и о мученической смерти на кресте святого Агриколы.

О святых болонезских мучениках известно следующее: Виталий был слугой Агриколы. Оба были христианами и пострадали во времена Диоклетиана (304 г.). На теле Виталия мучители не могли найти ни одного живого места, чтобы продолжать истязания. Его господин Агрикола был распят на кресте. Их мощи были обретены миланским епископом Амвросием в 393 году - борцом против арианской ереси и большим защитником единой Церкви.

От церкви Воскресения Христова открывается выход на двор Пилата /Cortile di Pilato/, названный так в воспоминание о евангелическом Litostrotos - место, где Пилат судил Иисуса Христа и умыл руки в знак своей непричастности к казни. Во дворе стоит мраморная водосвятная чаша (730 -740 гг), указывающая на Таинство Крещения. Под портиками расположены захоронения и капеллы. Одно из захоронений принадлежит святой Иулиане - богатой вдове, которая пожертвовала много средств на строительство монастыря святого Стефана, а также на церковь, построенную во Флоренции.

Из двора Пилата мы попадаем в Храм святых мучеников /Chiesa del Martyrium/. Строительство этой церкви относится ко временам императора Константина. Она включает в себя пять капелл, где в настоящее время представлены работы современных творцов христианского искусства. Среди них знаменитая работа скульптора Луиджи Маттеи /Luigi Mattei/, изображающая Христа, после снятия с Креста.

Монастырский дворик /Il Chiostro/ следующий после дворика Пилата. Он исполнен в чисто романском стиле и аркады двойных колонн окружают его по периметру. В центре возвышается каменный колодец. Сюда не проникают городские шумы и кажется, что время замерло, остановилось.

Из монастырского дворика можно войти в лавку, где продают сувениры, открытки, рукописные иконы, даже лекарства и лечебную косметику, приготовленную по старинным монастырским рецептам. А из лавки открыт вход в музей (открыт 12 декабря 1999 года) посещение которого не по билетам, а по пожертвованию. Музей хранит древние иконы и предметы церковного обихода. Но главная цель посещения музея - это Церковь Пресвятой Богородицы /Chiesa della Benda della Madonna/, которая прилегает к комнатам музея. Самая важная реликвия этой церкви - Святая Святых (Sancta Santorium), где хранятся древние реликвии болонезского Иерусалима. Среди них узкая полоска из ткани - Бенда, которую носила Пресвятая Богородица. Еврейские женщины носили бенду (узкую полоску белой ткани) на голове под покрывалом. Она обрамляла голову от лба до затылка.

Среди многочасленных частичек мощей, сокрытых в ценных реликвариях, здесь находится часть мощей святой великомученицы Екатерины Александрийской.

Источник:   http://www.italy.orthodoxy.ru/italy/italy_guide/emilia_romania.htm