Центры паломничеств
Святые места

Церковь св. Варфоломея в г. Генуя

Описание Церкви св. Варфоломея в г. Генуя

Весьма почитаемая святыня Генуи - Нерукотворный Образ Иисуса Христа из Едессы. Хранится он в армянской церкви во имя святого апостола Варфоломея.

Турецкое нашествие на Армению в XIV веке привело к тому, что армяне рассеялись по миру. Церковь во имя святого Варфоломея была основана в 1308 году армянскими монахами, бежавшими от турок. Возможно, эта церковь не была бы столь известна, если бы в 1362 году генуэзский капитан Леонардо Монтальдо не привез в Геную из Константинополя Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Являясь прихожанином армянской церкви, Монтальдо в 1384 году подарил Святой Лик этому храму. С этого времени Нерукотворный Образ стал предметом особого почитания жителями Генуи и паломниками. В 1507 году, после захвата города французским королем Людовиком XII, Святой Лик был увезен во Францию, но через несколько месяцев после дипломатических переговоров его вновь вернули на прежнее место.

Церковь св. Варфоломея в г. Генуя

Кроме Нерукотворного Образа Спасителя храм святого апостола Варфоломея хранит в ризничной честную стопу этого апостола.

Мы подходим ко второй капелле с левой стороны от главного входа (именно там сейчас находится Нерукотворный Спас из Едессы) и с пением «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий...» прикладываемся к иконе и просим у Господа милости.

Ныне древний город Едесса называется Урфа. Он расположен на юге Турции, недалеко от Сирийской границы. Старинное предание гласит, что в I веке по Рождестве Христове в Едессе жил правитель Авгарь V. Случилось ему заболеть проказой. Никто из лечащих врачей не мог помочь своему правителю. Прослышав, что в Иудее есть такой Человек, пришедший от Бога, Который исцеляет от болезней, царь Авгарь послал к Нему своего самого искусного художника Ананию.

Вот как повествуют об этом событии Четьи Минеи: «Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (см.: Мф 4: 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на убрусе отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами».

Царь Авгарь по вере своей получил исцеление от проказы, а мы получили Нерукотворный Спас, который стал впоследствии основой для всей христианской иконографии. В эпоху иконоборческой ереси едесский образ Спасителя был самым веским аргументом в пользу почитания святых икон.

Много лет жители Едессы хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота, где он находился со времен Авгаря. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.

По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261 гг.), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится поныне.

Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731 гг.) послал письмо, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай - при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

В память о перенесении Нерукотворного Образа Спасителя при императоре Константине из Едессы в Константинополь Русской Православной Церковью 16/29 августа установлен праздник, называемый в народе Третьим Спасом.

Паломнические поездки к Церкви св. Варфоломея в г. Генуя