Центры паломничеств
Святые места

Церковь Марторана в г. Палермо

Описание Церкви Марторана в г. Палермо

Марторана (итал. La Martorana) или Санта-Мария-дель-Аммиральо (итал. Santa Maria dell'Ammiraglio), официально Сан-Никола-дель-Гречи (итал. San Nicola del Greci) - церковь в Палермо, которая является одним из двух кафедральных соборов епархии Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь). Стоит на пьяцца Беллини, в непосредственной близости от арабо-норманнского храма Сан-Катальдо и барочных церквей Санта-Катарина и Сан-Джузеппе-дельи-Театини.

Северный (барочный) фасад Мартораны

Церковь построена в XII веке в арабо-норманнском стиле. Несмотря на многочисленные перестройки и поновления, Марторана известна преимущественно своими византийскими мозаиками XII века, одними из самых древних на Сицилии. Специалисты называют её «архитектурным коллажем, в котором византийские представления, претворённые в жизнь местными строителями и впоследствии декорированные греческими мозаичистами, существуют бок о бок с исламским художественным вкусом».

Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо построена на средства Георгия Антиохийского (умер в 1151 или 1152 году), флотоводца короля Рожера II и «адмирала адмиралов». В историческом названии сохраняется память о первоначальном посвящении храма Богородице и об имени основателя. Хартия короля Рожера II, разрешающая Георгию Антиохийскому построить храм, сохранилась и датирована 1143 годом. К моменту смерти своего основателя (1151-1152) церковь была завершена. В первые три века своего существования церковь принадлежала греческому приходу и богослужение здесь совершалось по византийскому обряду.

В XII веке церковь представляла собой в плане греческий (равновеликий) крест с тремя апсидами, притвором и пристроенной колокольней. В середине XII века (вероятно, ещё при жизни ктитора) интерьер церкви был украшен византийскими мозаиками с характерными золотыми фонами. В 1184 году церковь посетил арабский путешественник Ибн Джубайр, оставивший восторженное описание храма:

Мы видели самое замечательное строение, которое нам не под силу описать, и потому мы вынуждены молчать, ибо это самое красивое здание в мире... Это одна из самых чудесных построек, виденных нами когда-либо... Стены внутри позолочены - или, скорее, сделаны из одного большого куска золота. Плиты из цветного мрамора, подобных которым мы никогда не видели, покрыты золотой мозаикой и увенчаны зелёными мозаичными ветвями. Большие солнца из золочёного стекла, расположенные в ряд наверху, сверкают огнём, который ослепил наши глаза и породил в нас такое смятение духа, что мы молили Аллаха сохранить нас...

В ходе Сицилийской вечерни 1282 года в Санта-Мария-дель-Аммиральо состоялось собрание сицилийской знати и духовенства, на котором было принято решение призвать на престол Сицилии Педро III Арагонского.

В 1194 году поблизости от церкви был основан женский бенедиктинский монастырь. Основателями монастыря были Жоффрей и Элоиза Марторана. По повелению короля Альфонса Арагонского 30 сентября 1431 года Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана этому монастырю, а в 1435 году папа Евгений IV своей буллой закрепил эту передачу. В результате за церковью закрепилось второе название - Марторана, а Богослужение стало вестись по латинскому обряду.

В XVI-XVIII веках новые владелицы церкви существенно изменили первоначальный вид храма. В 1588 году прежняя западная стена была снесена, а в основное пространство церкви были включены прежние притвор и двор. Ранее отдельно стоявшая романская колокольня в результате оказалась частью основного здания, и через неё был обустроен основной вход. К северной части здания, выходящей на современную пьяцца Беллини, был пристроен барочный фасад, скрывший за собой собственно здание храма. В 1683 году была снесена норманнская апсида с покрывавшими её внутреннюю поверхность мозаиками, и на её месте возникла новая алтарная часть в стиле барокко. Западная часть церкви, порядком расширенная и удлинённая, была наконец расписана в 1717 году Гульельмо Борремансом в том же стиле барокко.

В конце XIX века в церкви была проведена реставрация, удалившая некоторые отделимые барочные наслоения. Но (в отличие от большинства памятников арабо-норманнского стиля, таких как: собор Чефалу, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити, Палатинская капелла, Сан-Катальдо, где в результате реставрации удалось вернуть зданиям первоначальный облик) большинство изменений XVI-XVIII веков не могут быть удалены без разрушения собственно строения. В результате Марторана представляет собой причудливое эклектичное здание, в котором смешались следы арабо-норманнского стиля, византийские мозаики и черты барокко.

После упразднения монастыря (1866 год) церковь Марторана стала обычным приходским храмом. В 1935 году Муссолини передал церковь албанской общине - потомкам албанцев, бежавших в XV веке на Сицилию от османского завоевания и сохранивших в латинском окружении византийский обряд в унии с Римом (см. Итало-албанская католическая церковь). Таким образом, после пятивекового перерыва в Марторане было восстановлено богослужение по византийскому обряду. По иронии судьбы, переселение албанцев на Сицилию вдохновлялось и поощрялось Альфонсом Арагонским, в своё время передавшим Марторану латинскому монастырю. Албанская община освятила церковь в честь святителя Николая Мирликийского, так что официальным названием церкви (хотя и не укоренившимся в повседневном употреблении) стало Сан-Никола-дель-Гречи. В 1937 году Марторана была возведена в достоинство второго кафедрального собора епархии Пьяна-дельи-Албанези, объединяющей сицилийских христиан византийского обряда, преимущественно албанского происхождения.

Адмиральскую церковь в Палермо можно определить как центральнокупольную постройку византийского типа, однако свой окончательный средневековый облик она приобрела не сразу. План в виде вписанного в квадрат креста, который выбрали её строители, созвучен планировке ещё двух храмов Сицилии, пяти церквей на юге Италии, а также двух храмиков на территории Киево-Печерской лавры. К этому же типу следует отнести церковь Иоанна Предтечи в Керчи. В этих храмах купол помещается на квадратном, а не на круглом основании, переход к которому решён через систему парусов. Схожие планировочные решения характерны и для скальных храмов Каппадокии. Нартекс был пристроен к храму через несколько десятилетий после завершения работы над наосом и потому несколько отличен от него по архитектуре. По тем временам это было обычным явлением.

Гораздо реже встречается в православной архитектуре передний двор с аркадами, о существовании которого на месте позднейших барочных пристроек к церкви стало известно из раскопок археолога Джузеппе Патриколо (1834-1905) в 1870-х годах. Можно предположить, что по аналогии с соседней бенедиктинской обителью этот двор был с трёх сторон окружён портиками. Впоследствии на месте двора была устроена двухъярусная паперть (экзонартекс), более соответствующая духу византийского зодчества. Ещё в 1282 году в этом «атриуме» собирался сицилийский парламент. После сноса паперти в XVII веке её облик может быть восстановлен только гадательно, однако есть основания предполагать, что её второй ярус занимало гульбище.

Интерьер Мартораны

Четырёхъярусная, типично романская кампанила Мартораны, завершённая в 1184 году отдельным куполом, представляет собой явление, для византийской архитектуры вовсе не характерное. Долгое время первой звонницей в византийском мире считалась надстройка над нартексом св. Софии, выполненная католическими прелатами в годы латинского владычества в Константинополе. Колокольня Мартораны предшествует этой постройке, что вовсе не опровергает предположения о том, что идея колокольни пришла в византийский мир с запада. Стилистические особенности капителей кампанилы позволяют предположить, что её строители, будучи носителями западных архитектурных идей, прибыли на Сицилию с востока - из Иерусалимского королевства крестоносцев.

Перестройки XVII века значительно исказили первоначальный вид Санта-Мария-дель-Аммиральо. Лучше всего от здания XII века сохранилась колокольня, через которую обустроен основной (западный) вход. Стены кампанилы украшены полихромной инкрустацией, изящными маленькими колоннами и типично сицилийскими окнами-бифорами. Переход из кампанилы к стоящей позади её паперти был разобран в 1588 году по настоянию аббатиссы Леоноры Болоньи, а в 1726 году землетрясение обрушило её навершие, в результате чего высота сооружения снизилась с 25-ти до нынешних 22 метров. Северный фасад храма, выходящий на пьяцца Беллини, представляет собой типично барочную постройку конца XVII века и с архитектурной точки зрения не представляет особого интереса.

Несмотря на барочные привнесения, для знатоков византийского зодчества Марторана представляет собой «уникальное достижение, причём не только в Палермо и во всей Сицилии, но и в средиземноморском мире в целом». Отличие памятника от других произведений арабо-норманнского стиля в том, что исламские влияния здесь были не просто наложены на византийскую первооснову, но обогащены самыми последними веяниями в византийской архитектуре. На момент своего освящения Марторана должна была казаться приезжим из Константинополя весьма «современным» зданием. Марторана донесла до нас такие архитектурные детали (напр., сдвоенный барабан), представление о которых невозможно получить из памятников Константинополя и других крупных центров империи, к которым судьба оказалась менее благосклонной, чем к Палермо.

Степень арабского влияния на архитектурный облик Мартораны дискуссионна. Так, Дж. К. Арган убеждён, что «арки на высоких устоях и декор носят арабский характер». Павел Муратов считал Марторану произведением «полугреческим», однако и его пленил осколок более раннего периода - «великолепная резная арабская дверь, которая попала туда, может быть, случайно».

Паломнические поездки к Церкви Марторана в г. Палермо