Центры паломничеств
Святые места

Мавзолей Галлы Плацидии в г. Равенна

Описание Мавзолея Галлы Плацидии в г. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей долгое время служил ораторией при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте - в люнете напротив входа.

Постройка, несмотря на мозаики, связанные с заупокойным культом, не стала местом погребения Галлы Плацидии - она умерла 27 ноября 450 году в Риме и, более чем вероятно, была погребена в родовой усыпальнице императора Феодосия Сан-Петронила недалеко от собора святого Петра. Ни один античный историк не упоминал о погребении императрицы в Равенне, молчит об этом и Андрео Агнелло в своей хронике «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Имеющиеся в мавзолее саркофаги, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём, первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио. После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии. Среди возможных причин этого можно назвать как определённое внешнее сходство мозаик мавзолея с мозаиками римской церкви Санта-Констанца (местом погребения одной из дочерей Константина Великого), так и необычная форма погребения тела в одном из саркофагов (тело было усажено на кипарисовый трон).

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось - 12,75 м, поперечная - 10,25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей вписывали в нартекс церкви Санта-Кроче. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток.

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами.

Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами - даром итальянского короля Виктора Эммануила III.

Внутренний вид мавзолея

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мозаичистов остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим, Медиолан, Константинополь, Сирия, Африка). Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль.

Паломнические поездки к Мавзолею Галлы Плацидии в г. Равенна