Центры паломничеств

Святые места

Церковь св. Николая в г. Рим

Описание Церкви св. Николая в г. Рим

Православная русская церковь в Риме - самая старинная, по времени своего учреждения, из русских церквей в Италии. Шестого октября 1803 г., по представлению Коллегии иностранных дел, император Александр I подписал именной указ об открытии "греко-российской церкви" при римской дипломатической миссии. Тогда же был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Священному Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностью". Первоначально предполагалось освятить ее во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в силу того, что в Риме хранятся мощи Святых Апостолов. Однако временный разрыв дипломатических отношений с Папским государством и наполеоновские войны помешали осуществить указ: храм при миссии открылся лишь спустя три десятилетия...

Первые православные службы в Риме совершал периодически в 1827-33 гг. иеромонах Иринарх (в миру Яков Дм. Попов, + 1877), сначала служивший в домовой церкви княгини Е. Голицыной-Терци в Бергамо, а с 1823 г. - в посольской церкви во Флоренции. В 1833 г. этого замечательного проповедника, закончившего свою жизнь в сане архиепископа Рязанского, назначили в посольскую церковь в Афинах, и он навсегда покинул Италию.

В 1836 г. упраздненная церковь при российской дипломатической миссии во Флоренции была переведена, вместе с ее настоятелем, иеромонахом Герасимом, в Рим. Именно эта дата и считается началом жизни местного русского прихода. Однопрестольный храм, освященный во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Небесного покровителя царствовавшего тогда государя, первоначально разместили в посольском доме в Палаццо Дориа Памфили на Пьяцца Навона (впоследствии домовый храм не раз перемещался, располагаясь в арендуемых помещениях: в Палаццо Джустиниани близ Пантеона; в Палаццо Одескальки на Корсо Умберто; в Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур).

Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего, материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась "посольской".

В 1843 г. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита, и с этого времени настоятелями римской церкви Святейший Синод назначал священников из "черного" духовенства, именно в этом сане.

С 1849 г., после кончины о. Герасима, по 1852 г. настоятелем церкви был профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев; + 1852, похоронен на кладбище Тестаччо), затем с 1852 г. по 1855 г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

С 1855 г. по 1860 г. здесь служил архимандрит Софония (в миру Степан Сокольский), впоследствии - епископ Туркестанский и Ташкентский (+ 1877).

В 1860-64 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864 г. архимандрит Порфирий (в миру Георгий Ив. Попов; + 1866, похоронен на кладбище Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту, Гурию (впоследствии архиепископ Таврический), пришлось испытать тяготы политики на высоком уровне: в 1866 г. произошел очередной разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствие чего русский священник перед самой Пасхой был выслан из Рима в Неаполитанское королевство. Жизнь русской церкви временно прекратилась...

В 1867 г. Александр II утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков, однако русский клир был послан на берега Тибра лишь после того, как в Вечный Город в 1870 г. вошли савойские войска и гарибальдийцы, и он стал столицей новой, объединенной Италии.

Местными настоятелями после этого были: в 1871-77 гг. архимандрит Александр (в миру Андрей Кульчицкий); в 1878-80 гг. - архимандрит Николай; в 1880-81 гг. архимандрит Митрофан; в 1881-1884 гг. - архимандрит Никон (в миру Филипп Игоревич Богоявленский); в 1884-1897 гг. - архимандрит Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово; +1897, похоронен на кладбище Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Н. Н. Влангали, устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы "почтить память супруга, служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны..." В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим "царскую лепту" в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта).

Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Впервые этот вопрос поставил в 1897 г. архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), впоследствии - митрополит С.-Петербургский. Посол в Италии А. И. Нелидов через Министерство иностранных дел деятельно поддержал идею. Учреждение такой кафедры в Риме могло "оттенить ярче отступничество Римского Папы и восстановить "исполнение Церкви", о котором говорится в заамвонной молитве" - писал в 1906 г. в "Церковном вестнике" настоятель флорентийской церкви о. Владимир Левицкий. Одновременно преследовалась практическая цель - объединение заграничного русского духовенства.

Летом 1907 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария С.-Петербургской епархии и стал заведовать всеми русскими заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). В 1911 г. по приказу Св. Синода он покинул берега Тибра, а молодая Западно-Европейская епархия была упразднена.

Епископ Дионисий (Валединский). В период 1912-1914 гг. был настоятелем римского прихода.В период 1912-14 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский), который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912; переиздан в 1999). При нем строительное дело не прекращалось: осенью 1913 г. Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914 г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербургской конторе. Впоследствии архимандрит Дионисий стал предстоятелем Православной Церкви в Польше.

Вторым священником на рубеже XIX-XX веков служил о. Христофор Флеров.

С 1914 г. по 1916 г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915 г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, с князем С. С. Абамелек-Лазаревым во главе. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счету, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике архитектором В.А. Субботиным, надзиравшим тогда за строительством русской церкви в Бари. Одновременно еще один проект составил видный знаток древнерусского зодчества В.А. Покровский. В конце концов, комитет все же принял проект Моральди и при его содействии приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). Смерть князя Абамелек-Лазарева в 1916 г. и события в России оборвали начавшееся было храмостроительство (в 1924 г. земельный участок был захвачен советским посольством, а затем продан).

Архимандрит Симеон (Нарбеков). Настоятель храма с 1916 по 1969 гг.Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (в миру Сергей Григорьевич Нарбеков). Отец Симеон служил здесь полвека: он умер в 1969 г. (похоронен на кладбище Тестаччо).

Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, куда вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской Совет, возглавленный бывшим генеральным консулом Г. П. Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. По свидетельству Л. В. Ивановой, община тогда состояла "преимущественно из старых аристократов-монархистов". В приход как почетный член вошла и королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (она скончалась в 1926 г.; отпевал ее архимандрит Симеон).

Особым событием для русского прихода в Риме стало утверждение за приходом статуса юридического лица королевским указом от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием стало вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой ("Palazzo Czernycheff").

Княжна Мария Чернышева (+ 1919) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально вступил в наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в нем была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из Палаццо Менотти с Пьяцца Кавур. Проект церкви был составлен архитектором князем В. А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С. Н. Барятинская (в память покойного мужа В. В. Барятинского), княжна С. В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская.

Указом Святителя Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922 г. митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Тогда же архимандрит Симеон стал благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927 г. он, как писал митрополит Евлогий, "из личной преданности митрополиту Антонию", перешел под омофор Архиерейского Синода РПЦз (Русской Православной Церкви заграницей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она до 1985 г. непосредственно подчинялась Председателю Синода.

В послереволюционный период общине много помогла княгиня М. П. Абамелек-Лазарева, урожденная Демидова княжна Сан-Донато (+ 1955), жившая в Пратолино, под Флоренцией, а также на вилле покойного мужа в Риме (теперь Вилла Абамелек - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и нескольким прихожанам. В 1921 г. она получила почетное звание "попечительницы храма". Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

Вторая мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц" (Ди-Пи), которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск.

С 1946 г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии архимандрит) Каллист, с 1935 г. по 1945 г. бывший настоятелем в Сан-Ремо, и архимандрит Зосима (+ 1960). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. Этот священник был также благочинным русских приходов РПЦз и вице-председателем римского комитета Красного Креста. Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях "перемещенных лиц", в Триесте, в Латино, в Неаполе и под Турином (Вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. После его смерти в 1964 г., на Свято-Никольский приход в 1966 г. назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской Духовной семинарии (еще в 1921 г., покинув Советскую Россию, он в течение трех месяцев служил псаломщиком в римском храме, числясь на должности церковного сторожа). В 1960-70-х гг. община находилась под омофором преосв. Антония, архиепископа Женевского.

В 1984 г. о. Виктора, в возрасте 90 лет вышедшего за штат (он скончался в 1989 г. в Лос-Анджелесе), сменил о. Михаил Маклаков, американец по происхождению. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой антиэкуменической линии, а также по ряду иных причин. Из-за конфликтной ситуации на приходе о.Михаил оставил римский приход.

Епископ Марк ЕгорьевскийПоиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии (с кафедрой в Париже), во главе которой тогда стоял архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985 г. настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987 г. настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин, бывший также настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.

Архимандрит Павел (Фокин)В 2000 году при о. Михаиле Осоргине римский приход вернулся в лоно Матери-Церкви в Московский Патриархат, получив при этом статус ставропигиального прихода.

В сентябре 2004 года в связи с необходимостью проведения курса лечения и постоянным пребыванием вне Италии протоиерей Михаил Осоргин был назначен почетным настоятелем прихода. Новым настоятелем стал епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя Отдела ввнешних церковных связей Московского Патриархата.

В настоящее время настоятелем храма является архимандрит Павел (Фокин), назначенный на эту должность решением Священного Синода от 21 августа 2007 года.

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме состояла, в основном, из представителей эмиграции "первой волны", то уже с середины 1980-х гг., когда итальянская столица стала одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе), численность прихожан стала быстро возрастать. Многие приезжие приняли здесь Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, иные осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в новых местах жительства.
Кроме русских прихожан, церковь окормляет сербов, эфиопов и эритрейцев, болгар, румын и православных итальянцев.

Сайт:   http://www.romasannicola.org

Паломнические поездки к Церкви св. Николая в г. Рим