Центры паломничеств
Населенные пункты

Павлодар

  • Описание

Описание Павлодара

Павлодар - (каз. Павлодар) город в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Астана, и в 405 км к юго-востоку от российского города Омск на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области. Население области ~729512 жителей.

В городе находится нефтеперерабатывающий, алюминиевый, электролизный, металлургический, машиностроительный и тракторный заводы.

Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесен высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи - конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста имел 48 человек.

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Еще спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ - план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней - кабак. На берегу Иртыша - бани.

В течение второй половины XVIII-го века иртышское укрепление теряло свое военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными селами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью - все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, все более увеличивавшееся численно, с середины XIX-го века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Наконец, 4(16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорожденного Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Рождается генеральный план застройки города - копия его также есть в музее. В плане четко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 - нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр.

Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов - Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина - здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) - дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и еще много зданий - кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей.
Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка.

Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой № 13. В 20-х же годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интереснейший образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в эпоху «дикого капитализма» 1990-x, попав в частные руки, сгорело. В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом - «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, который пытались взорвать позже, в середине 70-х годовего разобрали отбойными молотками. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 году был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Свое «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года начали прибывать в Павлодар первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным.

Начинается строительство строй-базы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки - здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения.

Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 года в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш из котлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1-го Мая. С 1956 года население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов Союза ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы. Чтобы как-то решить проблему острого недостатка жилья, начинается интенсивное строительство частного поселка в восточной части города - «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева - «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане. Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1-го Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина - «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы № 3, в которой позднее разместился пединститут.

Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии.

Население города предполагалось в пределах 230 тыс. человек. И генплан застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден в 1957 году. В 1968 году его скорректировали с учетом новых обстоятельств, и уже расчетное население определялось в 380 тыс. человек. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок (в настоящее время - II городская больница), строительный техникум, заложен городской сад, строится гостиница «Казахстан», здание обкома партии. С организацией в Целинограде головного проектного института «Целинпроект» в городе образовывается его филиал, и коллектив этого филиала разрабатывает проекты зданий телецентра со 180-метровой башней, туберкулёзного диспансера, новый корпус педагогического училища, административное здание индустриального института, первого в Павлодаре микрорайона в границах улиц Куйбышева (Торайгырова), Кутузова, Лермонтова и Короленко. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города.

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника - в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году - вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла.

Сайт:   http://www.pavlodar.kz