Центры паломничеств

Святые места

Семипалатинский Абалацко-Знаменский Петро-Павловский женский монастырь

Описание Семипалатинского Абалацко-Знаменского Петро-Павловского женского монастыря

Градо-Семипалатинский Петро-Павловский Абалацко-Знаменский женский монастырь (Бывшая Киргизская Духовная миссия) (1895 - 1897)

В 1882 году была открыта Киргизская Духовная Миссия, как филиал Алтайской миссии, образованной в 1830 году. Ее предназначение - обращение в православное христианство мусульманских народов - алтайцев и казахов (1, с. 264).
Самостоятельность Киргизская Миссия получила определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви за №378 от 31 января 1895 года (1, с. 266).

Семипалатинский Абалацко-Знаменский Петро-Павловский женский монастырь

Центральный стан Миссии располагался в Усть-Каменогорске, затем в Большой Букони, и, наконец, в Семипалатинске. Вскоре началось строительство необходимых сооружений. «В понедельник 12 июля 1895 года была совершена в Заречной Слободке Семипалатинска закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятые Богородицы, ...и дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла» (1, С. 266 - 267).

На торжестве присутствовал военный губернатор Семипалатинской области генерал-майор А.Ф. Карпов. «Чин на основании храма совершал архимандрит Сергий (начальник миссии - авт.) в сослужении 10 священников и 3 диаконов» (1, с. 267).

«29 июня 1897 года был совершен подъем колоколов на миссионерскую домовую церковь Петра и Павла, а 5-го октября этого же года совершено освящение домовой церкви в законченном постройкой доме для Начальника миссии в центральном стане, который к тому времени представлял из себя целую колонию:... построены - большой 2х этажный дом с церковью, 3 дома со службами для членов миссии и 2 избы для новокрещенных» (1, с. 269).

«С образованием в Слободке русского поселения, она быстро стала менять свой азиатский характер и принимать вид небольшого русского провинциального городка, с присущими ему учреждениями: сначала здесь появился базар, потом открыто почтово-телеграфное отделение, выстроена каланча, учреждена больница, открыто министерское училище... Но украшением слободки несомненно служит стан миссии, с своим величественным главным домом и с своими двумя храмами» (1, с. 269).
«Как видно из отчета о состоянии Киргизской миссии за 1903 год, к 1 января 1904 года миссия состояла из 9 станов, при которых состояли на службе - один архимандрит (начальник миссии), 6 иеромонахов, 6 священников, 5 диаконов и 9 псаломщиков. В частности, население главного стана составляют: начальник миссии, 2 иеромонаха, диакон и псаломщик; при стане имеется приют для новокрещеных детей и одноклассная церковно-приходская школа» (1, с. 271).

«Первым начальником миссии, при котором и велось все строительство главного стана, был архимандрит Сергий, который прослужил в этой должности до 1898 г (впоследствии 2-й епископ Омский; с 1914 года - епископ Сухумский).

После него, до 1901 года, миссию возглавил архимандрит Макарий (впоследствии епископ Бийский). Затем, в 1901-1906 гг. руководил архимандрит Владимир (назначен епископом Белостокским). С 1906 года миссию возглавлял архимандрит Киприан, который в 1911 году был рукоположен во епископа Семипалатинского и прослужил до 1922 года, когда был сослан в Соловки... С 1914 по 1916 гг. помощником начальника Киргизской миссии состоял иеромонах Мануил (Лемешевский),» (1, с. 276) (в будущем митрополит, известный подвижник веры и церковный историк - авт.)

«Одним из первых декретов советской власти стало распоряжение о закрытии домовых церквей, благодаря чему была ликвидирована церковь Петра и Павла, и, соответственно, закрыта сама Киргизская миссия. Церковное имущество миссии было передано Благовещенской церкви, и, в 1921 году в ней оставался только иконостас, затянутый тесом...» (1, с. 282)

В 1921 году здание бывшей миссии было передано детскому дому, затем оно пустовало, пока в 1929 году в нем не разместилась больница Турксиба. С 1944 по 1947 гг. неоднократно поднимался вопрос о возвращении бывшей миссии церкви, но так и не был положительно решен. В августе 1952 года бывшая миссия на несколько десятилетий получила нового хозяина - топографический техникум (1, С. 282 - 285).

В настоящее время его название - Градо-Семипалатинский Петро-Павловский, Абалацко-Знаменский женский монастырь. Название обусловлено наличием верхнего и нижнего храмов, соответственно освященных. Монастырь является хранителем духовных традиций Свято-Ключинского женского монастыря (уничтоженного в советский период), сестричество которого зародилось в рамках Киргизской Духовной Миссии.

Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви здание бывшей мисси было возвращено в «1994 году решением Главы Семипалатинской областной администрации от 30 августа за № 01-1195...» (1, с. 285).

Здание двухэтажное, с высоким цокольным этажом, кирпичное, оштукатуренное. Имеет сложный план, является ярким примером архитектуры конца XIX века. Акцентирует внимание центральная часть фасада. Первоначальный вид здания изменен: в 1954-1956гг.; пристроен дополнительный этаж.

1. Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. - Семипалатинск, 2004. 610 с.

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. - 144 с. - с картами и илл.

Источник:   http://sobory.ru/article/index.html?object=15543