Центры паломничеств
Святые места

Свято-Духов храм

  • Описание

Описание Свято-Духова храм

ЦЕРКОВЬ И МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ДУХА  - программа паломничества ЗДЕСЬ 

Литва  город  Вильнюс , находится  по ул. Аушрос Варту 10.


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов был построен на земле двух верующих сестер – Феодоры и Анны Волович, жен брестского и смоленского воевод, в 1597 году. Участок, на котором располагалась деревянная церковь, стал пристанищем для Свято-Троицкого братства, лишившегося незадолго до этого Свято-Троицкой церкви, отданной униатам. С тех пор братство стало называться Свято-Духовным, а храм – монастырским.

Эти времена стали печальными для литовского православия – после заключения брестской унии 1596 года вся виленская митрополия была преобразована в униатскую, а высочайшим указом от того же года строжайше запрещалось строительство православных храмов. Однако сестрам Волович, благодаря знатному положению своих мужей в литовском обществе, удалось построить Свято-Духов храм на собственные средства.

Свято-Духов храм и возникший под его сенью монастырь на  протяжении долгого времени , а это почти два  века оставался единственным православным храмом в Вильнюсе. К 1611 году эта церковь оставалась единственной на литовской земле, где проповедовали православие.

В Свято Духовом храме в самые трудные минуты для православных христиан  здесь раздавались  слова утешения святой веры. В этом святом храме с давних пор почивают  нетленные мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

Свято-Троицкое братство  ещё в 1588 году получило от константинопольского патриарха Иеремии II права ставропигии (что означало непосредственное подчинение константинопольскому патриарху, независимость от местной церковной власти и особые привилегии). Эти права перешли к Свято-Духову монастырю. Монастырский общежительный устав был принят в 1614 году.

В период после заключения в 1596 году Брестской унии, предполагавшей не только объединение Литвы и Польши в одно государство, но и объединение православной и католической Церкви с признанием главенства Римского папы и догм католической Церкви, для православных Литвы наступили  тогда тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне (Вильнюсе)  были закрыты, а  Свято-Троицкий монастырь был передан  униатам. Но виленский народ боролся за свою святую православную веру. После многих отказов, в 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую церковь на Большой улице, почти напротив Свято Троицкой обители. Первоначально церковь была возведена из дерева, на земле, принадлежавшей двум именитым сестрам Феодоре и Дорофее-Анне, урожденным Волович, и ими передана в собственность братству Святого Духа , которое стало группировать около этой святыни свои силы и свои учреждения - училище, типографию, богадельни и т.п. Училище, именуемое коллегией в научном отношении стояло довольно высоко. Оно состояло из пяти классов, и в нем преподавались все те же науки, что и в вильнюсской иезуитской академии. Для студентов этого училища в 1618 году были составлены и напечатаны под Вильной первые в России "Словарь" и "Словенская Грамматика". По ним, как известно, и что составляет предмет гордости Вильны, учились тысячи людей, в том числе и великий Михайло Ломоносов. Параллельно с просветительством шла работа по возведению вместо деревянного - каменного храма, который "с благоукрашением внутренним соединил бы и представительность внешнюю..."

Первым настоятелем стал архимандрит Леонтий Карпович. Его преемником был архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. В 16291633 наместником монастыря был Иосиф (Бобрикович), впоследствии епископ Мстиславский и Могилевский.

В 1633 году Киевским митрополитом назначили Петра Могилу, и православие начало обретать былую силу. При Свято-Духовом монастыре действовало братское училищеколлегия. Она состояла из пяти классов. В ней преподавались те же предметы, что и в виленской иезуитской академии. Первым ректором братского училища был первый настоятель Свято-Духова монастыря Леонтий Карпович. Здесь преподавал известный Кирилл Лукарис, ставший впоследствии константинопольским патриархом.

Также на территории монастыря находилась типография, богадельня и духовное училище. Лишь уважение к частной собственности сестер Волович не дало права униатам захватить Свято-Духов храм, и земли, к нему примыкающие

В  1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены.

Архимандрит Леонтий управлял обителью строго, введя устав общежития. Его преемником и последователем стал Мелетий Смотрицкий.

Храм был полностью закончен к 1640 году. Типография при монастыре прекратила деятельность в 1648 году. В руках православных Свято-Духов монастырь оставался всегда и в этом отношении он примечателен как единственная в Вильнюсе православная церковь, не бывшая в руках униатов. Свято-Троицкое братство еще в 1588 году от Константинопольского патриарха получило право ставропигии, т.е. оно непосредственно подчинено было Константинопольскому патриарху и не зависело от местной церковной власти. Переселившись из Троицкого монастыря, братство передало это право Св.-Духову монастырю, и потому все православные монастыри в Литве, мужские и женские, были подчинены Св.-Духову монастырю.

 В 1677 году в монастырском храме по приглашению старшего Свято-Духова монастыря и ректора братского училища Климента Тризны читал проповеди иеромонах Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский.

В начале XVIII века шведы разорили монастырь и церковь. Большую материальную помощь в его восстановлении оказал в 1708 году Петр I. Частые опустошительные пожары, которым не раз подвергался Вильнюс, не щадили и Св.-Духова монастыря.

В опустошительных пожарах 17481749 годов храм сгорел до основания. Остались одни стены. Русское правительство вновь выделило деньги на восстановление, 6000 рублей.

После пожара 1749 года, когда пострадали здания коллегии, прекратилась и деятельность учебного заведения.

Восстановительные работы проводились под руководством архитектора Иоганна Кристофа Глаубица и продлились до 1753 года; работы по интерьеру продолжались позднее.

В 1794 году монастырь не только ограбили поляки, но и учинили жестокое насилие над настоятелем, старцем Георгием

Возрождением храма и всей обители можно считать август того же года, когда Вильну провозгласили губернией Российской империи, монастырю присудили ранг – штатный второклассный, определили жалование. Братство распустили, а в 1797 году все постройки и имущество передали архиепископу Иову Минскому. На тот момент в обители служило всего 13 монахов, девять из них проживало в монастыре, а четверо — служили в соседних. В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона Рудинского и князя Долгорукова (виленского генерал-губернатора), обители был присвоен первый класс. Позже святейший Синод выделил деньги на перестройку Свято-Духовой обители по образу православного собора, так как ранее она походила на католический костел. Открыли своды, надстроили купол и настелили прочную металлическую крышу.

 

Церковь сильно пострадала в 1812 году. Во время войны 1812 года с французами храм был разорён и осквернен наполеоновскими солдатами. Пожертвованиями виленского купца первой гильдии Александра Слуцкого он был отремонтирован

Солдаты Наполеона устроили в ней кухню, испортили иконостас, сожгли царские врата, взломали полы, закоптили стены. После войны храм был приведен в наилучший вид - средства на это выделил виленский купец первой гильдии Александр Николаевич Слуцкий. Позднее появилось общее отопление, а при архиепископе Алексии была заново отделана вся церковь и приведена в то состояние, в котором она находится теперь. Наружный вид церкви стал таким, каким мы его видим сегодня.

В 1814 году в подалтарном склепе были обретены мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (тайно хранились в склепе с 1661 года).

После перестройки под руководством полоцкого епархиального архитектора Порто в 18361837 годах храм принял внешний вид, сохранившийся в основном до настоящего времени. Были открыты своды, надстроен купол, настелена металлическая крыша. На средства, пожертвованные виленским генерал-губернатором Ф. Я. Мирковичем, были сооружены ворота монастырского корпуса в русском стиле (1845).

В 1837 году, при императоре Николае I, из царской казны были выделены средства на ее переустройство.

Первую половину 17-го века монастырскому братству и храму помогали покровители – Семен Азарич, Богдан Огинский, Лаврентий Древинский и многие другие. Благодаря их постоянной поддержке, в подчинении у Свято-Духовой обители насчитывалось 16 мужских и 2 женских монастыря. А иноки Свято-Духова храма выбирались в настоятели других монастырей, таким образом, влияние обители расширялось и множилось в Литовской части митрополии Киева.

В 1654 году Малороссия вошла в состав России, и практически сразу началась Русско-Польская война, затем война со шведами, и в 1655 году русские войска вошли в Вильну — некогда процветающий край превратился в разграбленные руины. С этого момента Вильна утратила значение литовской столицы. В 1661 году польские солдаты опять захватили город, сломив восьмичасовую оборону русских войск под командованием князя Мышецкого. Его казнили и похоронили в Свято-Духовом монастыре. И положение православия и его сподвижников вновь ухудшилось – братство обвинили в измене, помощи Москве, укрывательстве. Монахи постепенно разбегались, но, тем не менее, школа при храме продолжала свое существование.

Знаменательным событием в истории Свято-Духова братства стал приезд черниговского проповедника и святителя Дмитрия Ростовского, прочитавшего в 1677 году две проповеди. С 1702 и по 1708 год Вильну поочередно занимали шведские и русские солдаты, затем в город пришел голод, и за 2 года унес 30 тысяч жизней. Кульминацией этих печальных событий стала моровая язва, забравшая с собой еще 30 тысяч человек. В начале 18-го века шведы полностью разорили монастырь, однако большую поддержку и материальную помощь оказал остаткам Свято-Духова братства Петр Первый, восстановив обитель.

Но во время пожара 1749 года, отстроенный Петром свято-духов монастырь сгорел, и лишь небольшая девичья обитель уцелела. Русское правительство вновь выделило деньги на восстановление, 6000 рублей. Работами по обновлению монастыря поручили Иоганну Кристофу Глаубицу, этот архитектор приложил руку ко многим знаменитым памятникам архитектуры в Вильне. На этот момент Свято-Духов храм остался последним действующим православным монастырем, где проводились службы, поэтому его существование имело огромное значение для христиан Литвы. Но злоключения братства на этом не закончились, несмотря на столь рьяную поддержку власти. В 1794 году монастырь не только ограбили поляки, но и учинили жестокое насилие над настоятелем, старцем Георгием.

Возрождением храма и всей обители можно считать август того же года, когда Вильну провозгласили губернией Российской империи, монастырю присудили ранг – штатный второклассный, определили жалование. Братство распустили, а в 1797 году все постройки и имущество передали архиепископу Иову Минскому. На тот момент в обители служило всего 13 монахов, девять из них проживало в монастыре, а четверо — служили в соседних. В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона Рудинского и князя Долгорукова (виленского генерал-губернатора), обители был присвоен первый класс. Позже святейший Синод выделил деньги на перестройку Свято-Духовой обители по образу православного собора, так как ранее она походила на католический костел. Открыли своды, надстроили купол и настелили прочную металлическую крышу.

1839 год стал знаковым в судьбе литовского православия – благодаря содействию и рьяным усилиям бывшего униатского архиерея, архиепископа литовского и виленского Иосифа , 650 тысяч униатов вернулись в лоно православия. Архиепископ Иосиф очень почитал обитель и мучеников, чьи мощи были захоронены там. В 1850 году на свои средства он оборудовал пещерную церковь, устроил удобный покатый вход в нее, и инициировал перезахоронение останков. Иконы для алтаря пещерной церкви были расписаны академиком Хруцким, а освящение произошло 14 апреля 1851 года. На пожертвования прихожан и архиепископа была сооружена бронзовая чеканная рака, в которой покоились мощи. В 1868 году архиепископ Иосиф был похоронен в пещерной церкви, в каменном гробу, который подготовил для себя сам.

В тот же период архимандрит Платон Городецкий провел огромные восстановительные работы в церкви Святого Духа. При нем монастырь приобрел тот вид, в котором мы его знаем – Благовещенская церковь превратилась в трапезную, также были сделаны ворота в русском стиле.

 В 1852 году создана  пещера, в которой с 1655 года хранятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, обращена в церковь их имени. Сооружен новый вход, над которым поставлен образ с изображением свв. Мучеников. Интерьер хрaма украшает ценное произведение барочного искусства – иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица после пожара в 1749 году. 

В 1850 году архиепископ Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) оборудовал в храме пещерную церковь в честь виленских мучеников. Мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия были помещены в пещерную церковь в 1852 году. По инициативе виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва храм и колокольня перестраивались для устранения признаков барокко, понимаемых как влияние католицизма (работы завершились к 1873 году).

Уникален фасад церкви, представляющий собой историческую ценность. Перед нами архитектурное произведение законченной барочной формы: между башнями – волнистый барочный фронтон, а рядом с ними – поддерживающие волюты. Такое решение храмового фасада свидетельствует о мастерстве архитектора, представителя зрелого барокко. В таком виде церковь сохранилась по сей день. Рядом с церковью возвышается высокая башня – колокольня, увенчанная куполом формы обелиска. Стены храма видели русских царей, лиц из царского дома, государственных сановников и вельмож России. Царская семья посетила этот храм в 1884 году. Почетными членами Свято-Духова братства были члены царской семьи, все наследники цесаревичи, в том числе и Николай II. В настоящее время Свято-Духов монастырь является центром православия в Литве. Монастырская церковь по сути дела является кафедеральным храмом, кроме того, в монастыре расположена резиденция митрополита Виленского и Литовского Хризостома. В этой святой обители подвизался и теперешний епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

 Св.-Духов монастырь имеет богатую библиотеку, где верующие имеют возможность читать православную литературу. При монастыре организовано заочное обучение в московском Православном Свято-Тихоновском богословском институте.

В 1904 году в монастыре похоронен архиепископ Ювеналий (Половцев), возглавлявший епархию с 1898 года.

С 1908 года при архиепископе Никандре (Молчанове) был начат капитальный ремонт внутри храма. Пилястры были покрыты искусственным белым мрамором, лепные орнаменты выкрашены белой масляной краской, иконостас обновлён петербургской фирмой Жевержеева, иконы реставрировались художником И. П. Трутневым.

 

Во время Первой мировой войны в августе 1915 года мощи виленских мучеников были эвакуированы в Москву (обретались сначала в Донском монастыре, затем использовались в атеистической пропаганде). Эвакуированы были также насельники, за исключением двух иеромонахов и одного иеродиакона.

В тот же период архимандрит Платон Городецкий провел огромные восстановительные работы в церкви Святого Духа. При нем монастырь приобрел тот вид, в котором мы его знаем – Благовещенская церковь превратилась в трапезную, также были сделаны ворота в русском стиле.

В послевоенные времена атеизма храм и монастырь Свято-Духовный не только устояли, но и заметно преобразились.

Храм сильно пострадал во время Второй мировой войны и восстанавливался с помощью средств, выделенных Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским). Алексий содействовал возвращению в храм мощей виленских мучеников (1946).

В  1960 году сделали отопление, а в 1976 весь монастырский комплекс подключили к городской системе теплоснабжения. В 1982 году реконструировали и освятили богословский придел в главном храме, оборудовали лифт на колокольне и благоустроили корпус братии.

 При митрополите Виленском и Литовском Хризостоме в 1990-е годы храм был основательно обновлен.

 В 1996-97 годах сделали капитальный ремонт перекрытий пола, заменив деревянные балки на металлические, а сам пол выложили красивой керамической плиткой. Расширили пещерную церковь, оборудовав дополнительный вход и выход. Все церковные здания как снаружи, так и внутри косметически отремонтировали.

Июль 1997 года знаменит 400-й годовщиной Сошествия Святого Духа на апостолов и 650-й годовщиной с момента кончины виленских мучеников. Епархию в эти дни посетил Патриарх Московский Алексей Второй. В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была оборудована публичная библиотека духовной литературы, в которой находится 13 тысяч томов. По воскресеньям священнослужители проводят встречи с мирянами, беседуя с ними о вопросах веры и бытия. На территории монастыря действует гостиница для приема паломников, а в последние годы братия организовывает бесплатные обеды для нуждающихся.

В соборном храме Свято-Духова монастыря ежедневно проводятся богослужения, а каждую субботу в пещерной церкви служится Литургия и лития в память митрополита Иосифа Семашко. По воскресеньям во время вечернего богослужения читается акафист святым виленским мученикам.

Из стен Свято-Духова монастыря выходили православные епископы Литвы и Белоруссии, выдающиеся церковные деятели. После разделов Речи Посполитой Свято-Духов монастырь и храм перешли в ведение управляющих Минской епархии. В 1797 году Свято-Духов монастырь был возведён во второй класс. Стараниями архимандрита Иоиля Котовича монастырь в 1833 году был возведён в первоклассный с ежегодным финансированием из казны в 4176 рублей[1]. Виленские архипастыри одновременно были и настоятелями монастыря. Первым таким настоятелем был архиепископ, затем митрополит Иосиф (Семашко) (похоронен в Свято-Духовской церкви) под  мощами Виленских мучеников 

При Иосифе (Семашко) в обители жили пятеро монашествующих. При архимандрите Платоне (Городецком) в монастыре поселилось несколько иноков костромских монастырей. В 1840 году насчитывалось пятнадцать человек[1], сейчасдвенадцать. Ныне мужской и женский монастыриединственные действующие на территории Литвы православные монастыри.
Свято  Духова  Церковьединственный в Литве православный храм с отчётливыми чертами виленского барокко. Спокойный симметричный силуэт с двумя небольшими башнями раннего барокко и высоким куполом (высота составляет 49 метров) дополняет отдельно стоящая массивная высокая колокольня.

В плане и общей композиции Свято Духова  церковь следует тому типу иезуитских костёлов, первым среди которых в Вильне был костёл Святого Казимира. В основе плана храма лежит характерный для католических костёлов латинский крест. Над скрещением главного и поперечного нефов поднимается высокий купол. Боковые продольные нефы, поделённые на отдельные часовни, создают прямоугольный в плане объём здания.

Благодаря законченным к 1873 году переделкам были разрушены волнистый барочный фронтон между башнями и поддерживающие волюты рядом с ними, купол был поднят на высоком барабане. Колокольня позднего барокко была перестроена в стиле классицизма.

Интерьер храма украшает ценное произведение барочного искусствадеревянный трёхъярусный иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица (17531756). Храм украшает двенадцать икон И. П. Трутнева.

На сегодняшний день православные мужской и женский монастыри на территории Свято-Духовой обители уникальны для литовской епархии.

Приглашаем  посетить  эти  места  с  нами  в Вильнюсе и  насладится    красотой виленского  барокко, совершить    молебен  с  акафистом  Виленским  мученикам    и  программу паломничества  можно  посмотреть ЗДЕСЬ