Центры паломничеств
Святые места

Марков монастырь

Описание Маркова монастырь

Cтроительство монастыря Св. Димитрия около Скопье было начато еще отцом короля Марко - Вукашином. Сам Марко активно стремился завершить украшение храма, поэтому в народе этот комплекс стал более известен именно как Марков монастырь. В надписи над южным порталом церкви, выполненной в технике фрески и плохо сохранившейся, говорится о том, что строительство храма началось еще во время правления царя Душана, в 1346-1347 годах, а роспись была завершена при короле Марко в 1376-1377 или в 1380-1381 годах. Ктиторство Мрнявчевичей отмечено портретами Марко и его семьи.

Марков монастырь

Вначале над росписью работали двое живописцев, вероятно с помощниками. Это были те самые мастера, которые выполнили фрески в Охриде - в церкви Богоматери Больничной, в кафедральном соборе Св. Софии и в приделе Св. Николая при церкви Богоматери Перивлепты. Несмотря на все старания мастеров сблизиться по колориту, ясно различима разница их почерков и неравные способности. Большинство праздничных сцен, кроме тех, что находятся в северном рукаве креста церкви, принадлежат кисти лучшего художника. Примером работы более слабого мастера может служить композиция "Причащение апостолов" в апсиде, а также фигуры в рост, написанные ниже "Сошествия Св. Духа" в алтаре.

Почти во всех фресках можно довольно легко увидеть руку того или другого мастера. Второй живописец Маркова монастыря довольствовался следованием главному мастеру, стремясь по мере возможности ему подражать. Однако рисунок его фигур менее уверенный, объем выявлен хуже, формы лишены ясности, хотя цветовая лепка широких поверхностей приближается к манере главного мастера. Если смотреть снизу, с пола, то фрески верхних частей храма кажутся однородными. Когда эти мастера закончили росписи в притворе, от сводов до уровня скульптурного фриза, а в наосе - на один регистр ниже, в артель включились еще два живописца с совершенно иными художественными взглядами. Главный же мастер продолжал работу и выполнил все фигуры в рост в наосе и притворе, большую часть цикла жития св. Николая, фигуры святых на капителях столбов в притворе и изображения св. Димитрия над западным и южным порталами.

Деятельность двух вновь прибывших живописцев наложила печать на росписи нижних регистров. Работу они поделили так, что один расписывал в основном южную, а другой - северную сторону церкви. Колористическая гамма их росписей строится на сочетании охры и голубого цвета. Понимание королем Марко государства и своей роли правителя сказалось во фресках в одновременном употреблении надписей на разных языках - греческом и славянском, причем в сербской и юсовой редакциях. Старшим мастерам, не знавшим славянского языка, надписи выполнил некто Маниша, известный переписчик книг из монастырского скриптория, оставивший в одном месте свою подпись.

Паломнические поездки к Маркову монастырь