Центры паломничеств

Святые места

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Алмазово

Описание Храма Казанской иконы Божией Матери в с. Алмазово

Если ехать по Щелковскому шоссе мимо Медвежьих озер в сторону Лосино-Петровского и у деревни Большие Жеребцы свернуть на лесную дорогу, то через два километра она приведет к кирпичным въездным воротам большого каменного храма с трехъярусной колокольней. Увенчанный золотым куполом, сияющий свежеокрашенными стенами, он открывается путнику своей северной стороной, в круглые ниши и в треугольный фронтон которой вставлены ново написанные иконы. Тишина, уединенность, молитвенная сосредоточенность.

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Алмазово

До 2-й половины XVII в. место это, "Ошитково, пустошь на суходоле" пустовало, а в 1619-1620 гг. было пожаловано царем Михаилом Федоровичем своим сподвижникам Михаилу и Осипу Елизаровым. Но только когда оно перешло в качестве приданого мужу внучки Осипа Елизарова думному дворянину Семену Ерофеевичу Алмазову, здесь появились первые дворы вотчинников. В 1707 г. владельцы Семен Ерофеевич и его сын стольник Иван Семенович устроили в сельце однопрестольную деревянную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, чьи нетленные мощи почивают в 70 км отсюда. С тех пор село стало именоваться "Сергиевское, Алмазово тож". А в 1730 г. в нем была освящена новая, уже каменная, церковь с деревянной колокольней.

В 1753 г. село было продано богатому уральскому горнозаводчику Никите Акинфовичу Демидову, который начал кардинальное переустройство этого живописного подмосковного уголка, активно продолженное его сыном Николаем Никитичем. Уже в 60-70-х годах XVIII в. здесь сложился уникальный садово-парковый ансамбль, состоявший из системы регулярных каналов и прудов (способствовавших осушению заболоченной местности), по берегам и на искусственных островах которых расположились усадебный дом, флигели, хозяйственные постройки, оранжереи, зверинцы, сады, насыпные горки.

В начале XIX в. была заложена и новая церковь, сохранившаяся до наших дней. Проект ее был составлен отпущенным на волю крепостным Демидова, главным исполнителем его задумок, садовником, а затем архитектором, получившим образование в мастерской Д. Жилярди, Андреем Гавриловичем Ткачевым. Трехпрестольная церковь в стиле классицизма была выстроена за пять лет и в 1819 г. освящена: 9 сентября - главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, 10 - Сергиевский придел (теплый) и 11 - Никольский. Храм среди местных жителей продолжал именоваться Сергиевским, хотя главной святыней в нем была чтимая Казанская икона. Где и как прославился этот список, история умалчивает, в одних документах он называется "явленным", в других "обещанным", т. е. обетным. Известно, что в 1730 г. перед иконой уже принято было содержать неугасимую лампаду. Не исключено, что образ принадлежал первоначальным владельцам, получившим эту землю за верную службу в Смутное время, когда именно Казанская икона стала охранительницей России.

Новая церковь была украшена живописью в "итальянском стиле", что соответствовало духу времени и ее архитектуре. Иконы для трех иконостасов писал учитель рисовального класса при Московском университете Артемий Петрович Дроздов, а роспись интерьера производил Павел Николаевич Балашов со своей бригадой. Два колокола, в дополнение к пяти существовавшим, отливал в Туле на собственном заводе купец Федор Иванович Черников. Большой - на 150 пудов и малый - на 50.Звон их хорошо разносился по округе, что было немаловажно, так как храм обслуживал не только владельцев усадьбы и дворовых людей, но и приписные деревни Никифорово, Кишкино и близлежащие Жеребцы.

На стенах северной паперти до середины XX в. сохранялись мраморные доски, напоминавшие прихожанам о храмостроителях - Иване Алмазове и Николае Демидове, небесному покровителю которого посвящен северный придел. Впрочем, Н. Н. Демидов, предполагавший провести остаток дней в своей подмосковной усадьбе, стал российским посланником во Флоренции и скончался там в 1828 году. Память его была отмечена в этом городе, для которого он совершил немало благодеяний, бюстом, установленным на площади, названной в его честь.

Революционные преобразования вновь превратили это место в пустошь, постепенно зарастающую лесом. От роскошных усадебных построек не осталась и следа, от великолепных садов - одни воспоминания, каналы и пруды постепенно превращались в болотца. Маленькое кладбище при церкви было осквернено и разграблено. Устояли только два домика причта и двухэтажный флигель для дворовых людей, в которых ныне размещается школа-интернат для слаборазвитых детей. От села осталось 15 дворов, большей частью используемых как летние дачи.

"Перераспределение" богатств первый раз затронуло храм в 1919 г. Что из церковного имущества при этом исчезло, осталось неизвестным. Некоторые подробности сохранились в протоколе об изъятии церковных ценностей в мае 1922 г. Евхаристические сосуды были забраны из двух алтарей, напрестольные кресты - из всех трех, ободраны оклады с трех напрестольных Евангелий и со всех чтимых храмовых икон, изъято кадило. Разумеется, реквизированная утварь была серебряная вызолоченная. И это были не последние утраты. Так, например, бесследно исчез пожертвованный храму древний образ Спаса Нерукотворного, хранившийся, согласно владельческой записи, в роде Чихачевых с XIV в.

Церковь была закрыта в 1930-е годы. После этого живший при ней священник каким-то образом ухитрялся получать иногда разрешение от властей на совершение богослужений в некоторые большие праздники. Последняя служба, по воспоминаниям очевидцев, была совершена на Троицу 1941 г., ровно за две недели до начала Великой Отечественной войны. В послевоенное время храм окончательно пришел в ветхость: кровля провалилась, двери, рамы, полы, остатки иконостасов и все, что можно было разобрать, - расхищено. В таком виде он был возвращен Русской Православной Церкви. Запустевшее место стало вновь оживать. Многое поначалу делалось лишь силами прихожан, но вскоре появились соратники жертвователи. И вот уже на Пасху 1998 года службу проходили в каменной церкви, а с Рождества Христова для храма началась новая жизнь. Теперь недавние руины блистают свежестью и чистотой.

Проезд:

  1. От Москвы с Курского вокзала до ст. Балашиха Горьковского (Нижегородского) направления - 26 км, далее пешком - 4 км.
  2. От Москвы на автобусе или маршрутном такси по Щелковскому шоссе до ост. Медвежьи озера - 15 км, далее пешком - 3 км.
  3. От Москвы на автобусе или маршрутном такси (маршрут № 362) до ост. Большие Жеребцы - 18 км, далее пешком по лесной грунтовой дороге - 1,5 км.
  4. В воскресные и праздничные дни, а также накануне вечером, за час до начала службы от ост. Балашиха-1 (около школы) отходит храмовый автобус с табличкой"Храм в Алмазово" с остановкой в Долгом Лёдово и в Медвежьих озерах. Из Балашихи автобус отходит за час до начала Богослужения от ост. Балашиха №1. Далее остановки на пр. Ленина: рынок, столовая №127, д. 60, ул. Чехова д. 14, Балашиха №3 (Нарсуд), Балашиха №2 (ул. Заречная кинотеатр"Слава"), ул. Объединения. Далее автобус выезжает на Щёлковское шоссе с остановками в Долгом Лёдово и Медвежих Озёрах. В Алмазово автобус приходит к началу Богослужения.

Паломнические поездки к Храму Казанской иконы Божией Матери в с. Алмазово