Центры паломничеств

Святые места

Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь

Описание Свято-Троицкого Михайло-Клопского мужского монастыря

Троицкий Клопский монастырь был основан на правом берегу реки Веряжа недалеко от впадения в озеро Ильмень.

Самое раннее упоминание о монастыре относится к 1412 году. Новгородские летописи к этому времени единодушно относят строительство деревянной Троицкой церкви. Помимо деревянной церкви в монастыре существовали и другие деревянные постройки: кельи игуменские и братские, трапезная. Это говорит о том, что монастырь имел общежительный устав. Характерным являлось строительство по образцам. В качестве образца для строительства Троицкой церкви мастера предложили Никольскую церковь в Николо-Лядском монастыре, выстроенную в 1364 году. Каменная церковь была выстроена в 1420 году. Новгородские летописи отметили очень короткий срок сооружения храма - всего 60 дней. Как можно предполагать, первый каменный монастырский храм представлял собой типичную постройку новгородской архитектуры. Это был кубический, четырехстолпный храм с одной апсидой и одной главой. С запада к основному объему примыкала деревянная паперть. Она упоминается в одном из рассказов жития о пожаре в монастыре, случившемся после смерти Михаила Клопского. Во время пожара сгорели деревянные кельи, деревянная паперть, где находилась каменная гробница Михаила Клопского.

Церковь имела подцерковье, так же как и Никольский храм на Лядке. Подцерковья в новгородских храмах начинают устраиваться в XVI веке. Таким образом, в XV веке монастырь был небольшим. Троицкая церковь вплоть до 1569 года оставалась единственной каменной постройкой, его доминантой. Все остальные строения: кельи, трапезная, хозяйственные службы, ограда были деревянными. Монастырь в XV веке пользовался покровительством московских князей. Он являлся одним из опорных пунктов распространения московского влияния.

Укрепление социально-политического положения монастыря в конце XV-начале XVII вв. создало необходимые предпосылки для активной строительной деятельности, результатом которой явилось формирование нового архитектурного ансамбля. Два выстроенных в XVI веке каменных храма сохранились и ныне, хотя в перестроенном виде. В 1569 году каменная Троицкая церковь была до основания разобрана и на её месте выстроен большой собор, повелением Ивана Грозного. К XVI веку относится строительство к югу от собора каменной Никольской церкви с трапезной палатой. Вместе они создали уникальный ансамбль. Низкие деревянные строения: жилые кельи и хозяйственные постройки практически не участвовали в создании ансамбля, являясь лишь живописным фоном для двух храмов.

Четырехстолпный, квадратный в плане Троицкий собор с тремя пониженными алтарными апсидами и тремя венчающими его главами отличался монументальностью и сложностью объемно-пространственной композиции за счет окружавших его с трех сторон приделов, паперти и колокольни с шатровым завершением. Стилистическое единство достигалось членением фасадов профилированными лопатками, стянутыми килевидными арками, четкими линиями горизонтальных тяг, живописным зигзагообразным ритмом палаточного завершения, сходным архитектурным декором.

Польско-литовские и шведские войны начала XVII века резко ухудшили состояние монастырского хозяйства, углубили процесс разорения крестьянского хозяйства и запустения селений. Сам монастырь оказался захваченным войсками Самуила Коврина.

Опись 1617 года ничего не говорит о характере разрушений монастырских построек, возможно, они пострадали не так значительно, как другие новгородские храмы. Но были похищены монастырские оклады и приклады к иконам, нанесен большой материальный ущерб. В эти смутные тяжелые времена монахи укрывали казну испытанным методом, закапывая её в землю.

В 1632 году началось возобновление монастыря. Монастырь был обнесен тыновой оградой. Деревянные постройки поставлены за пределами монастырской ограды, представляя собой отдельный хозяйственный комплекс. Второй хозяйственный комплекс располагается, к северу от ограды, а в пределах её помимо храмов размещались братские и настоятельские кельи. Все жилые и хозяйственные строения были небольшими деревянными и представляли разительный контраст монументальным архитектурным объемам каменных церквей. Они, как и в XVI веке продолжали служить нейтральным фоном в монастырском комплексе.

Памятники XVI века еще не утратили своей первозданной красоты и гармонии. Перестройки, осуществленные в XVII веке - изменение завершений Никольской церкви, приделов Троицкого собора, растёска окон Троицкого собора не разрушили стилистического единства двух главных храмов, а строительство монументальной ограды с башнями создало достойный фон для этих памятников и придало всему ансамблю необходимую законченность. В любом случае ограда создавала весомую внешнюю линию монастырского комплекса, завершив весь его ансамбль. Подобная ограда могла появиться и в конце XVII веке. Жилые и некоторые хозяйственные строения, расположенные вблизи от ограды, образуют с ней единую линию застройки.

Таким образом, во второй половине XVII-нач.XVIII вв. формируется новое архитектурное сооружение. Монастырь приобретает вид законченного архитектурного оформленного ансамбля, с мощным ядром и окружающим его кольцом застройки.

До реформы 1764 года, то еесть до секуляризации монастырских и церковных земель, монастырь владел крепостными крестьянами, которые при необходимости могли использоваться в качестве рабочей силы для строительных работ, строительство и ремонты деревянных построек полностью обеспечивалось силами крестьян.

Монастырь имел возможность содержать постоянный штат мастеров из числа церковнослужителей, служителей, отставных служилых людей и т.д. В 1762 году выплачивалось жалование плотникам, которые работали при монастыре. Монастырь содержал также собственного иконописца Михаила Никитина, прошедшего выучку у дьякона Софийского собора Василия Михайлова.

Монастырь имел возможность покупать строительные материалы (железо, гвозди), которые не производились в собственных вотчинах и нанимать при необходимости крестьян из соседних деревень.

В 1740 году в монастыре были конюшенный и коровий дворы. В 1742 году строились ветряные мельницы, которые, как правило, размещались за пределами ограды и являлись живописным дополнением монастырского ансамбля. Позднее в монастыре появились каменные постройки настоятельского корпуса, игуменских келий, жилое здание, каменная ограда.

Таким образом, монастырский ансамбль в 1780-е годы представляется следующим образом: два храма в центре обширной площади, ограниченной пятиугольником каменной ограды со святыми воротами и восточной линии ограды и поставленными вдоль ограды деревянные братские кельи, гостиница и др. постройки. Большой хозяйственный комплекс, вероятнее всего, размещался за оградой, с северной стороны, за пределами ограды стояли две мельницы.

С конца XVIII века монастырь превратился в строительную площадку. Работы практически не прекращались вплоть до 20-х годов XIX века. Началось строительство нового конюшенного двора, новой каменной ограды с башнями, сооружение трехъярусной колокольни, каменный погреб, построены новые кельи, разбит сад, проведена реставрация гостиных келий, у стен монастыря поставлена ветряная мельница. В 1824 году построена часовня над святым колодцем вблизи от Веряжи. Проводились большие работы по реконструкции древних храмов, капитально перестраивается трапезный корпус с церковью Николая Чудотворца. Устраивается два новых придела. Все монастырские здания окрашены охрой и известью, восточная стена Троицкого собора и фронтоны колокольни были украшены живописными композициями.

Монастырский комплекс пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушение построек продолжалось и после войны.

Неоднократно велось противоаварийное укрепление настенной живописи собора. В 1964 году обрушились остатки сводов в трапезной палате, у колокольни разрушен третий ярус, отсутствует кровельное покрытие первого яруса. Из-за удаленности и труднодоступности памятника реставрационные работы сводились к периодической вычинке временной кровли Троицкого собора - главного сооружения Клопского монастыря. В 1985-1992 годах генеральная дирекция «Новгородрекоенструкция» выступила заказчиком на проведение комплексных научных исследований, архитектурно-археологических обмеров. Работы велись коллективом архитекторов новгородского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством Л.Е.Красноречьева. Были разобраны ложные барабаны XIX века, изуродовавшие архитектурный облик Троицкого собора, главы покрыты медью, устроены временные кровли, проведены противоаварийные работы на живописи XV-XIX веков. В 2004 году в целях подготовки памятника к реставрации отремонтированы леса, установленные вокруг собора в конце 1980 - начале 1990 годов, внутри собора устроены тепляки, установлены обогревательные приборы. Проведены следующие реставрационные работы: внутри восстановлен верхний ярус связевой системы, отреставрированы своды внутри собора, снаружи отреставрированы главы, оштукатурены 3 барабана, восстановлен декор юго-восточного барабана. В 2003-2004 годы выделено и освоено 800 тыс. руб. средств федерального бюджета на противоаварийные работы, на разработку нучно-проектной документацииЛишен кровли братский корпус и кладка стен его находится в аварийном состоянии. Почти полностью утрачена каменная ограда. Единственная постройка, в которой процесс разрушения был приостановлен, это Троицкий собор. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении памятников культуры в РСФСР» Троицкий Михаило-Клопский монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

В соответствии с распоряжением территориального управления Росимущества по Новгородской области от 30.05.2005 № 122-р, Троицкий Михаило-Клопский монастырь передан в безвозмездное пользование Новгородской Епархии Русской Православной Церкви для восстановления и использования по первоначальному назначению - в качестве православного действующего монастыря.

Сайт:   http://www.klopsky.ru

Паломнические поездки к Свято-Троицкому Михайло-Клопскому мужскому монастырю