Центры паломничеств

Святые места

Cвято-Георгиевский скит

Описание Свято-Георгиевского скита

Об истории возникновения Свято-Георгиевского скита известно немного.

В 1365 году преподобный Сергий Радонежский был проездом в Гороховецком уезде и основал на болоте при реке Клязьме пустыньку с храмом во имя Св. Троицы. Позже скит стал известен как Георгиевский - в ознаменование победы в Куликовской битве один из престолов был освящен в честь Георгия Победоносца.

Cвято-Георгиевский скит

В XVIII веке монастырь был упразднен за малобратственностью, а храм стал приходским в небольшой деревеньке Егорий, которая была в то время при монастыре.

В XX веке исчезла и деревня - после Второй мировой войны стала нежилой, а пожары 70-хх годов уничтожили все остатки строений...

Когда в Гороховце главным археологом области Виктором Глазовым (в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) проводились археологические раскопки Покровской церкви, чьи фундаменты с 1698 года хорошо сохранились, на её месте в музейно-исторических интересах планировалось поставить деревянную церковь из села Егорий Гороховецкого района.

Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего села за Клязьмой, где она уже валилась от старости.
Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкови некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет.
Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением.

Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись.
Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоествественно.

Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви , кроме деревянной часовни-памятника.

Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.

В 1996 году начинается возрождение обители.

Несколько человек приходят на место бывшего скита и ставят дом (с небольшой церковью), баню, хоз. постройки. С годами увеличивается и число построек, и количество проживающих в скиту «братьев». Строятся двухпрестольная (с престолами Сергия Радонежского и Св. Троицы) деревянная церковь, дом архиерея с небольшой церковью Георгия Победоносца. Скит хоть и подчиняется по бумагам федеральной епархии, но находится на полном самообеспечении, благо природа здешних мест кормит неплохо.

К 2009-му году в скиту проживают уже 12 человек - столько же, сколько и при его основании Преподобным Сергием, строится скотный двор, есть генераторы для производства электричества - от остального мира скит отрезан как бездорожьем, так и отсутствием всяких коммуникаций.

Добраться сюда непросто...

Или на пути встанет река Клязьма, переправиться через которую можно только на лодке плюс пройти пешком около трех километров, или пара десятков километров труднопроходимых лесных дорог. А в большую воду обитель и вовсе оказывается как бы на острове, и иногда даже бывает, что сюда с реки Лух попадают заблудившиеся байдарочники.

Как бы то ни было, в скиту рады любым гостям, если вы идете или едете сюда с добрыми намерениями.

Паломнические поездки к Свято-Георгиевскому скиту