Центры паломничеств

Святые места

Золотниковская Успенская пустынь

Описание Золотниковской Успенской пустыни

Золотниковская пустынь основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным, посвященным в 1624 г. в сан игумена. При нем в пустыне была поставлена деревянная Успенская церковь. Тогда обитель называлась Новая пустынь, березовского борку, Успения Пресвятые Богородицы". С 1724 г. в официальных документах она именуется Успенской Золотниковской пустынью, по протекающей рядом речке Золотоструйке. В 1632 г. царем Михаилом Федоровичем пустыни пожалована земля, в благодарность за что в деревянной церкви был освящен придел в честь патрона царевича - Иоанна Белогородского. При игумене Никоне на месте деревянной церкви выстроена Успенская же каменная, освященная в 1651 г. Вслед за ней сооружены две других каменных церкви комплекса: надвратная, Всех святых (1656 г.) и трапезная с теплой церковью Казанской Богоматери (1657 г.). Во второй половине ХVII - начале ХVIII вв. пустынь пользовалась известностью. Как значительный исторический факт, в литературе отмечается принятие в 1663 г. здесь иночества Митрофанием, впоследствии епископом Воронежским. Пустынь часто посещал митрополит Суздальский Илларион и принимал в ней царицу Прасковью Федоровну. В пустынь делались вклады царем Петром I и царевной Софьей. Очевидно, на эти пожертвования, все каменные здания монастыря в конце ХVII в. были перестроены вновь, о чем красноречиво свидетельствует архитектура существующих Успенской и Казанской церквей. Судя по фотографиям утраченной надвратной церкви, она была также перестроена, поскольку все здания объединены единым стилевым направлением. В ХVIII в. пустынь начинает беднеть, ее строения приходят в ветхость. В 1725 г. по синодальному распоряжению она приписывается к Спаса-Евфимьевскому суздальскому монастырю, но по прошению игумена с братиею осталась самостоятельной. В 1764 г. числится заштатной.

В начале XIX в. происходит некоторое оживление строительства в пустыни. В 1806 г. возводится Настоятельский корпус, в 1810-20 гг. территория пустыни обносится кирпичной оградой, выстроенной на средства помещика села Якимова Суздальского уезда Алексей Сергеевича Шереметьева. Во второй половине XIX в. строятся несохранившиеся ныне каменные кельи в линии ограды, а по сторонам надвратной церкви - примыкающие к ней здания народного училища и гостиницы для приезжающих.

Золотниковская пустынь находится в 150-200 м к западу от современного шоссе Иванова-Суздаль-Владимир. Старая дорога на Суздаль, мощеная булыжником, проходила у восточной стены ограды пустыни. Речка Золотоструйка огибает комплекс с северо-запада. Со стороны дороги был главный вход на небольшую, прямоугольную в плане территорию пустыни, границы которой видны по невысокому валу, на месте ограды и небольшому рву, окаймлявшему ее. Над проездной аркой входа возвышалась кирпичная Всехсвятская надвратная церковь с колокольней в третьем ярусе, завершавшейся деревянным шатром XIX в.

Интересно продумана расстановка главных сооружений комплекса: соборной холодной Успенской церкви и теплой трапезной Казанской церкви, располагавшихся по одну сторону, к северо-западу от входа, недалеко друг от друга. Направления их продольных осей не совпадают. Казанская церковь, находящаяся за Успенской, немного развернута на северо-восток, становясь более полно обозримой с монастырской площади. Масштабным и пространственным соотношением массивных объемов церквей организуется композиционный центр ансамбля и его внутреннее пространство, получившее замкнутый характер постановкой в 1806 г. с юга Настоятельского корпуса. От надвратной церкви, местоположение которой определяется по остаткам кирпичной кладки, к центральной части ансамбля ведет липовая аллея ХIХ в. В северо-западном углу территории пустыни, рядом с западным входом, который, как северный и южный, имел вид калитки в ограде, сохранились части кирпичных фундаментов небольшого здания одноэтажных келий ХIХ в. В углах ограды размещались квадратные в плане башни XIX в., от которых остались их кирпичные цоколи.

УСПЕНСКАЯ церковь выстроена, очевидно на месте предшествующей, из которой в главный алтарь новой церкви был перенесен придел Иоанна Белогородского. В южную ее стену была вложена не сохранившаяся ныне каменная доска с вырезанной славянской вязью надписью: "лета 7159 (1651) году, июля 29 дня совершена бысть церковь сия каменная и освящена....при благоверном Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всей Руси и при святейшем патриархе Иоасафе Московском и всея Руси и преосвященном Серапионе архиепископе Суздальском и Торусском и при игумене Никоне".

Характер архитектуры существующего здании не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника - нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под четырехскатную кровлю, конструкция свода, в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовскому и, отчасти, суздальскому строительству последней четверти ХVII в., дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII в.

После перестройки здание состояло из кубического объема храма, северного (Воздвиженского) придела с ризницей над ним и общей для храма и придела трапезной. Возникновение южного, Преображенского, придела устроенного на средства князя Семена Ивановича Щербатова, относится к 1737г. Тогда в приделе хранилась медная доска с надписью о погребении в нем кн.С.И.Щербатова, а в стенах придела были вставлены несуществующие ныне медные доски с вырезанными надписями о погребении графов Шереметьевых. В 1859 г. южный придел капитально перестроен купцом Антоном Николаевичем Шодчиным. Вскоре после этого церковь подверглась существенным перестройкам. Была разобрана ризничая палатка и ризница.

Успенская церковь, имеющая в ансамбле пустыни важнейшее значение, как соборная, занимает в нем центральное место. Для входящего на территорию пустыни ею открывается перспектива ансамбля. От ворот церковь видна с юго-востока, объемно, под углом.

Здание церкви сложено из кирпича, обмазано известью. Кирпич собственно храма - З0х14,5х8 см, северного придела - 29,5(30)х14,5 (15)х5(8) см, трапезной - 29(29,5)х14,5(15)х8 см, южного придела 29х13(14)х8 см. Швы затерты.

Бесстолпный четверик храма перекрыт оригинальной системой сводов, покрыт четырехскатной кровлей, над которой поднимаются барабаны трехглавия, сильно сдвинутого к востоку. Западная часть помещения церкви перекрыта полулотковым сводом, восточная - системой, образованной двумя подпружными арками, на которые опираются узкий коробовый свод с квадратным отверстием центрального барабана и восточный полукоробовый свод, прорезанный жерлами малых барабанов. Сильно вынесенный алтарь, равный ширине храма, сначала имел две абсиды, что подтверждается данными натурного обследования (остатками скругленных разной кривизны кирпичных фундаментов и следами примыкания к восточной стене храма межабсидной стенки), а так-же, косвенно, литературными сведениями о cуществовании в главном алтаре придела Иоанна Белогородского. В алтарной стене храма, ниже уровня пола сохранились откосы дверного проема в южную абсиду.

Северный придел церкви лишен выраженного внешнего объема его основной храмовой части. Придел перекрыт сомкнутым сводом ХIХ в. От первоначального свода сохранилась пятовая часть. От старых проемов уцелело северное окно в абсиде придела. В толще западной стены храма находится лестница, которая вела в ризничную палату. Трапезная церкви, сложенная системой полубутовой кладки, имела сводчатое перекрытие на распалубках и, возможно, была одностолпной. Рисунок распалубок хорошо читается на северной, восточной и западной стенах. Существующий восьмигранный столб ХIХ в. сложен из кирпича вторичного использования на валунном фундаменте.

Южный придел, как и северный, не поднимается выше кровель своего алтаря и трапезной. Свод придела (утраченный в западной части) - коробовый с распалубками над окнами.

Своеобразие облику храма придает сосредоточенный в верхней части фасадов декор, с ведущим мотивом аркатуры, встречающийся в ростовских и отдельных суздальских памятниках 1670-1680 гг. и, видимо, у них заимствованный. Аркатурный пояс храма заполняет пояс стены между лопатками, закрепляющими углы четверика, над лаконичными, в духе ХVI в. окнами с глубокими внешними амбразурами без обрамлений. Стены храма и северного придела завершаются декоративным фризом из ленты поребрика в полувалах и пояса балясин. Во фриз вставлены пятиугольные киоты в обрамлениях из полуваликов. Центральный барабан храма окаймлен вверху также поясом балясян. Северный и южный входы в храм, смещенные к востоку, оформлены кирпичными переспективными килевидными порталами (южный портал частично стесан). В северном сохранилась железная кованая двухстворчатая дверь, сверху решетчатая.

В интерьере храма, в южной стене четверика помещены одна за другой пять полуциркульных ниш-печур. Под некоторыми из них кованые крепления, возможно, для лавок. Сохранившаяся темперная живопись второй половины ХIХ в. В западной части свода изображение Троицы, на северной стене - Преображение, на южной - фигуры митрополитов. В нижних частях стен - остатки живописных пилястр.

КАЗАНСКАЯ (трапезная) церковь по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте освящена в 1657 г. По стилистическим архитектурным признакам церковь более вероятно отнести к 70-80 гг. ХVII в., так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца ХVII столетия.

Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в 9,5 м к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композициоиной организации ансамбля.

Церковь сложена из кирпича 30(32)х16(17)х8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки.

Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещалась собственно церковь и трапезная палата. Кроме главного, одновременно было освящено еще два престола: во имя Митрофана Воронежского, постригшегося в Золотниковской пустыни, и Николая Мирликийского. По описи пустыни 1764г. при Казанской церкви существовали: лестница и паперть "каменные крыты тесом", под папертью - кухня и кладовая палатка, одна келарская келья. Во второй половине ХIХ в, храм обновлялся на средства купца Антона Николаевича Шодчина. Тогда же с северной стороны церкви были сделаны укрепляющие стену кирпичные контрофорсы. В это же, а возможно и ранее, в церкви помещались библиотека и архив.

При тесной стилистической общности с Успенской церковью она отличается от нее типологически и композицией объемов. Менее значительный по величине двухсветный стройный четверик храма, вытянутый с севера на юг, завершался декоративной главой. Двухэтажный, прямоугольный в плане алтарь, чуть меньший по длине храма, почти равный ему по ширине, в высоту доходит до орнаментального верха основного объема, выделенного, как и в Успенской церкви, с севера и юга аркатурным поясом. Во втором этаже алтарь имеет трехчастную форму восточной части с абсидальными выступами пологого очертания. Наиболее массивным объемом церкви являлась обширная двухэтажная трапезная, равная по высоте алтарю. Во втором этаже она соединялась дверным проемом с ныне утраченной папертью, примыкавшей к четверику храма с юга. От этого проема сохранился откос и остатки арочной перемычки на юговосточном углу трапезной. Существование паперти и крыльца, формы которых установить невозможно, подтверждается наличием полуциркульной трабы от кирпичного свода на южной стене алтаря, уступом в кладке на стене храма и, по-видимому, связанным с устройством паперти смещением вниз южного окна второго света храма.

Подалтарное помещение в первом этаже церкви, где под деревянным настилом пола помещался погреб, перекрыто коробовым сводом в направлении север-юг. Также перекрывался первый этаж четверика храма. Во втором этаже собственно храмовая часть - с лотковым сводом. Алтарь двухчастный. Северное помещение придела, соответствующее меньшей северной абсиде, имело коробовый свод в направлении восток-запад. Южное, с главным престолом, во внешнем объеме отмеченное центральной и южной абсидами, перекрывалось полулотковым сводом. Места примыкания стены, разделяющей абсиды, к восточной стене алтаря скруглены до пят сводов. Алтарь соединен с храмом тремя арочными проемами, растесанными в прошлом столетии. В восточной стене алтаря два проема сохранили свою первоначальную форму: заложенное снаружи арочное окно в первом этаже и небольшое полукруглое с широким раструбом в северной абсиде во втором этаже, близкое по форме окну северного придела Успенской церкви. Окно центральной абсиды, при переделках опустили ниже, растесали, а первоначальную верхнюю часть окна заложили заподлицо со стеной.

Перекрытия обоих этажей трапезной утрачены. В первом, как, видимо, и во втором этажах, трапезная состояла из нескольких помещений, о чем свидетельствуют остатки в первом этаже продольной стены, примыкавшей к западной стене и пяты различных сводов. В северо-западной части первого этажа трапезной существовал коробовый свод, в юго-западной - сомкнутый. Над проемами первого яруса в западной, единственной почти полностью сохранившейся стене, - остатки распалубок. На западной и восточной стенах во втором этаже сохранились пяты цилиндрических сводов в направлении север-юг. Эти своды, видимо были переложены позднее. При обновлении церкви в ХIХ в., вероятно, одновременно с растеской южного входа в трапезную, была устроена лестница для выхода на второй этаж, следы которой видны на внутренней стороне западной стены трапезной. При этом свод первого этажа был пробит.

Количество проемов в западной торцевой стене трапезной сохранено первоначальным, но все они были растесаны и увеличены по высоте. Углы прямоугольных, геометрически четких объемов церкви закреплены лопатками. Во втором этаже алтаря в сочетании с плоскостью стены первого, рельефно выделяются скругленные объемы абсид с полуколонками между ними. Декор здания сконцентрирован в венчающих частях объемов и особенно развит в верхней части четверика храма. Над его аркатурным поясом, более миниатюрным, чем в главном монастырском соборе, между рядами "поребрика" проходят отсутствующие там перспективные ширинки, а над ними - ряд балясин. Все вместе производит впечатление широкого орнаментального пояса. Над абсидами фигурные "карнизы" из рядов поребрика и балясин, существовавшие ранее и над трапезной. Набор декоративных элементов аналогичен примененным в Успенской церкви.

Четырехскатное покрытие храма Казанской церкви утрачено. В северо-западном углу ее второго этажа найдена чернолощеная черепица прямоугольиой формы с полукруглым концом в глинистой обмазке. По описи пустыни 1764 г. главы Успенской, Казанской и надвратной церкви были покрыты "чешуею каменною". По-видимому не только главы, но и кровли в ХVII-ХVIII вв. были черепичными.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС построен в 1806 г. Он расположен к юго-западу от восточных главных ворот пустыни и к югу от церквей, образуя вместе с ними плавировочный треугольник. Корпус двухэтажный. Низ кирпичный, обмазан тонким слоем извести, верх - деревянный, обшит тесом. Не исключено, что верхний этаж выстроен несколько позже. По сохравившимся формам декора нижнего этажа (плоским нишам, в которых помещены окна, следам наличников, карнизу "сухариками") дом имел вид постройки в стиле классиаизма. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо, завершенное треугольным фронтоном на кронштейнах, также выполнено в формах классицизма. Деревянные лопатки, украшающие стены верхнего этажа, наличники его окон, а также детали крыльца, выделялись светлой покраской. Внутренняя первоначальная планировка первого этажа здания представляет систему сообщающихся, расположенных по одной оси трех симметричных помещений: большего центрального и меньших боковых. Входы в здание, по-видимому, располагались несколько иначе, в зависимости от места первоначальных несохранившихся сеней. На противоположном главному протяженном фасаде находится заложенный полуциркульный проем в нише.

В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой первой половины XIX в. Изразцы белые с синим рисунком в виде ромба с цветком в центре. Полы деревянные, кровля - железная.

После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. ансамбль подвергся варварским разрушениям. Были полностью снесены надвратная Всехсвятская церковь, кирпичная ограда и корпус келий. Казанская церковь, где в 1930-1950 гг. располагался склад колхоза им.Кирова, доведена до руинированного состояния и на сегодняшний день от нее практически ничего не сохранилось. Успенская церковь, находившаяся в эти же годы в ведении шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги, также подверглась серьезным разрушениям: снесены все главы, в том числе над алтарем и приделами, разобрано деревянное перекрытие трапезной и кровля над ней. Нарушение конструктивних элементов последавало после 1957 г. Лишь Настоятельский корпус, превращенный после закрытия в начальную школу, не пострадал и в целом сохранил свой первоначальный облик.

Как памятник культовой архитектуры ансамбль Золотниковской пустыни выявлен и поставлен на гос.учет в 1947 г., а в 1960 г. Успенская церковь была поставлена на гос. охрану республиканского значения. Через два года на нем были проведены небольшие консервационные работы: перекрыта кровля, заложены часть оконных и дверных проемов.

Источник:   http://zolpust.ru/new_1.htm

Паломнические поездки к Золотниковской Успенской пустыни