Центры паломничеств
Населенные пункты

Евпатория

Описание Евпатории

Евпатория (укр. Євпаторія, крымскотат. Kezlev) - приморский город-курорт в Крыму.

Население 119.6 тыс. чел., в разгар летнего сезона увеличивается в несколько раз. Ежегодно на отдых и лечение приезжает до 300-400 тыс.человек.

Евпаторийский регион Крыма - территория, подчинённая Евпаторийскому горсовету, включает в себя помимо собственно Евпатории посёлки Заозёрное, Новоозёрное и Мирный. Население региона составляет более 120 000 чел.

Евпатория расположена в степной северо-западной части Крыма. Город протянулся 14-километровой полосой вдоль мелководного Каламитского залива. Золотистый песок, чистый и мягкий, прозрачная вода моря, пологое дно залива создали славу евпаторийским пляжам как одним из лучших далеко за пределами Крыма.

История Евпатории насчитывает более 2,5 тыс. лет.

Археологические находки на территории Евпатории свидетельствуют, что на территории современного города и в его окрестностях люди жили ещё в 3 тысячелетии до н. э. Здесь обитали тавры, киммерийцы, а позднее - греки. Древнее название города - Керкинитида было дано городу греками. Остатки предшественницы Евпатории сохранились в центральной части города (на набережной вблизи Карантинного мыса). В своё время это был крупный торговый центр. В ходе войн со скифами Керкинитида не раз попадала под власть скифских владык. Погиб город, предположительно во II-III веках до. н. э.

Раннесредневековая история северо-западного Крыма мало изучена историками и археологами, поэтому, вплоть до XV века не имеется почти никаких сведений о каком-либо поселении в районе Евпатории, кроме единичных находок средневековой керамики в районе морского порта. Вероятно, они были выброшены с судов, пережидавших шторм в удобной евпаторийской бухте или со шхун, промышлявших в этом районе рыбной ловлей.

Кочевые народы (гунны, булгары, хазары, печенеги, половцы) как волны сменяли друг друга и тонули во тьме веков, оставляя на древней земле Крыма могилы своих воинов и изваяния «каменных баб» на курганах.

После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Этимология этого названия не ясна, но существует версия, что оно происходит от крымскотатарского словосочетания közlü ev (дом с глазом). Возможно эту ассоциацию вызывали огни домов, которые были видны с моря.

По описанию турецкого путешественника Эвлии Челеби, посетившего город в 1666 году, Гезлев представлял собой «крепость с двадцатью четырьмя бастионами, расположенными на расстоянии ста пятидесяти шагов друг от друга». Отсюда следует, что окружность крепости Гезлев составляла три тысячи шагов. Это огромная фортеция в форме пятиугольника, замечательно устроенная и украшенная, была сооружена из тёсаного камня на равнинном морском побережье.

В XVI веке Гезлев превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. Через пять городских ворот в город свозились товары из окрестных посёлков. Являясь единственным портом Крымского ханства, город быстро богател. В 1552 году при хане Девлете I Герае в Гезлеве закладывается самая большая и величественная мечеть Крыма Мечеть Джума-Джами (соборная пятничная мечеть), известная также как Хан-Джами (ханская мечеть). Проект мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, греку по происхождению, высокообразованному человеку, инженеру, математику, зодчему, подарившему миру более трехсот замечательных сооружений (в числе которых мечеть Сулеймание в Стамбуле). Строительство мечети велось долго, так как Ходжа Синан возводил одновременно в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I, к тому же, не хватало средств, - большая часть денег, поступавших в казну, расходовалась на ведение войны с Иваном Грозным.

После покорения Крыма Россией Гезлев получил статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. Понтийский царь часто выручал жителей Керкинитиды при нападениях скифов, присылая полководцев с большим войском.

В начале XIX века в городе был построен новый порт, ставший одним из самых крупных в Крыму, в 1840 году начато строительство городской набережной. К 1840-м годам в Евпатории проживало около 11 тысяч человек. Во время Крымской войны Евпатория была занята англо-франко-турецкими войсками и превращена в укреплённую базу, которую российские войска безуспешно пытались взять штурмом в 1855 году.

В XIX веке Евпатория стала главным культурным центром крымских караимов. Из постепенно пришедшего в запустение Чуфут-Кале в город переселилась большая часть населения во главе с гахамом - духовным лидером караимской общины.

В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В 1914 году в городе открыт трамвай, в 1915 проведена железнодорожная ветка от магистрали Москва-Севастополь.

К 1940 году в Евпатории действовало 36 санаториев и домов отдыха. Население города к 1941 году достигло 47 тысяч человек. С 31 октября 1941 по 13 апреля 1944 года город был оккупирован гитлеровцами. 18 мая 1944 года из Евпатории в Среднюю Азию было депортировано крымскотатарское население, 26 июня - армяне, болгары и греки.

В 1977 году население города достигло 100 тысяч человек.

Город имеет регулярную планировку на юге, севере, и западе. На юго-западе расположен курортный район. На востоке расположен старый город, имеющий типичную для восточных городов планировку с переплетением маленьких кривых улочек. Некоторые из домов в этом районе имеют возраст более 300 лет. На западе города - озеро Мойнаки, на востоке - озеро Сасык. В северной части - промышленные предприятия.

Городской голова - Андрей Петрович Даниленко, с 1995 года также председатель Совета регионов при Совете министров Автономной Республики Крым. Город имеет большие перспективы в плане развития курортной инфраструктуры и индустрии отдыха.

24 декабря 2008 года в городе взрывом был разрушен пятиэтажный жилой дом. 27 человек погибли. Президент Виктор Ющенко объявил 26 декабря днём национального траура.

 

Предложения паломнических поездок