Центры паломничеств

Населенные пункты

Клин

Описание Клина

Клин - город областного подчинения в Московской области, административный центр Клинского района.

Население (2010) 80,6 тыс. человек. (1992 - 95,1 тыс., 1972 - 84 тыс., 1939 - 28 тыс., 1897 - 5,1 тыс.).

Город расположен на берегу реки Сестры, в 65 км от МКАД по Ленинградскому шоссе (86 км). Железнодорожная станция на линии Москва - Санкт-Петербург. В городе и его окрестностях ранее действовала узкоколейная железная дорога, принадлежавшая заводу «Клинстройдеталь». В черте города находится военный аэродром Клин-5, способный принимать воздушные суда практически всех классов.

Первое упоминание относится к 1317 - в Никоновской летописи говорится: «...В лето 6825... князь Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и с многими татары и со князи суздальскими... поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину». Находился в составе Тверского княжества.

В 1408 году разорён татарами Едигея.

В 1482 Клин был присоединен к Московскому княжеству. В 1569 Клин сильно пострадал от опричнины. В 1572 Иван IV завещал своему сыну Ивану Клин с волостями, селами и пошлинами; позднее Клин был вотчиной дома Романовых.

В 1617 году поляки Соколовского осаждали город, где оборону держал Пожарский, Дмитрий Петрович Лопата.

В XVIII веке в Клину указом Петра I был учрежден почтовый ям. С 1785 - уездный город Московской губернии; тогда же Клин приобрёл регулярный план. В 1851 через Клин прошла одна из первых железных дорог России - Николаевская[2]. Рабочие клинских заводов активно участвовали в стачечном движении 1905. С 23 ноября по 15 декабря 1941 находился в руках немецко-фашистских оккупантов; сильно пострадал. Восстанавливался по новому генеральному плану.

Центральным приходом Клинского благочиния является храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская церковь). При храме работают воскресная школа, православная гимназия и заочные богословские курсы. Прихожане участвуют в создании православных радио- и телепрограмм. Настоятелем храма является протоиерей Борис Алексеевич Балашов. Престольный праздник - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (6 ноября, н. ст.).

История города Клина в XIII-XVII веках.

В те неспокойные времена междоусобиц зе?мли часто переходили от одного владельца к другому, и к середине XIII века Клин вошел в состав Тверского княжества. Во время татаро-монгольских нашествий Клин, как и другие русские города, не раз разорялся, а потом за него повели борьбу Москва и Тверь. К концу XV века, в 1482 году, город вошёл в состав Московского княжества и очень быстро потерял свое военно-стратегическое значение, так как на западных рубежах княжества были более мощные укрепленные крепости. Однако Клин не пришел в запустение: город стал центром торговли и ремесла, основным занятием его жителей сделались извоз и ямское почтовое дело. В 1702 году Клин по указу Петра I стал официальным «почтовым ямом». Жители Клина занялись обслуживанием довольно большого числа проезжающих. В городе появились разнообразные торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, продуктовые склады и другие заведения. Таким образом, идя навстречу потребностями проезжающих, город постепенно вытягивался вдоль тракта.

Город Клин в XVIII-XIX вв.

В 1781 году Клин получил официальный статус города и герб. А в 1784 году был разработан генеральный план застройки города, согласно которому в центре размещался Дом присутственных мест, Дом городничего и богадельня. На рубеже XVIII-XIX веков по проекту помещика-архитектора С. П. Карина был выстроен почтовый двор - двухэтажное здание из кирпича и два одноэтажных флигеля. Здесь были устроены навесы для лошадей, колодец и конюшня.

В 1851 году через Клин прошла первая в России ветвь Николаевской железной дороги, что привело к уменьшению ямских перевозок. Упало значение и «постоев». Теперь значительная часть населения города стала заниматься ручным ткачеством и делать платки, кисею, шерстяные обивочные ткани для мебели. К концу XIX века Клин превратился в тихий, захолустный городок. Несколько сместился и центр его, теперь он был представлен Соборной площадью с расположенными на ней каменными торговыми рядами, гостиницей, управой и пожарной каланчой.

Предложения паломнических поездок