Центры паломничеств

Святые места

Антониево-Дымский монастырь

Описание Антониево-Дымского монастыря

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь - мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.

Монастырь принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель - игумен Игнатий (Бузин).

Антониево-Дымский монастырь

Монастырь, по преданию, основан преподобным Антонием около 1243 года. Официальное учреждение произошло позднее, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1273 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого былы обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

[править] Источники, мнения по ранней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий.

Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу жития Феодосия Тотемского.

Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря - около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия.

Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия легендарными, так как указаний на события в других источниках отстутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгород­ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве­ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за­кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо­вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся­кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. На Дымском озере возведена деревянная часовня преподобного Антония.

6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

 

 

Паломнические поездки к Антониево-Дымскому монастырю