Центры паломничеств
Святые места

Крестовоздвиженский собор в г. Лесосибирск

Описание Крестовоздвиженского собора в г. Лесосибирск

На виду могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город...

Крестовоздвиженский собор в г. Лесосибирск

Семь лет (1995 по 2002г) жертвенных усилий попечителей, на чьи средства возводили храм - Лесосибирского ЛДК -1 во главе с ген. Директором Анатолием Рубцовым; семь лет напряженного труда строителей, строительно - монтажного предприятия №3 во главе с директором Владимиром Киселевым; семь лет кропотливого проектирования коллектива Красноярской мастерской "Архитектон" во главе с архитектором Александром Банниковым, и, конечно же, семь лет неотступных молитв православных лесосибирцев во главе с настоятелем Крестовоздвиженского прихода протоиереем Андреем Юревичем...

Эти семь лет по чудному промыслу и великой милости Божией принесли плоды - трехпрестольныи Крестовоздвиженский собор г.Лесосибирска вознес в небеса свой сонм крестов на куполах, самый высокий из них - 67 м. Сейчас Крестовоздвиженский собор - главное украшение города, и не только города - он жемчужина всей Сибири. Памятник из красного кирпича, памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных колоколов которого призывают: "Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28,2). И если спросят: "Зачем в таком незначительном городе такой дивный храм?" - то мы ответим: "Не по городу храм, а по храму будет и город"...

Был, например, такой примечательный случай, имеющий, кстати, далеко идущие последствия. В 1993 г. накануне дня празднования Троицы одна из прихожанок рассказывала матушке Ольге, жене отца Андрея о том, как хорошо было бы, если бы новый храм поставили в кедровом парке, потому что более прекрасного вида для него не найти и ей всегда чудится, что храм уже там стоит. Матушка рассказала о разговоре отцу Андрею, к тому времени уже получившему предложение «мудрых мужей», и он решил в день Святой Троицы совершить крестный ход на это место. И вот, после того, как прихожане крестным ходом пришли в парк, во время служения молебна и установки памятного креста кто-то из них заметил в небе над кедровым парком подобие креста. Это были вытянутые облачка, перекрещенные в виде Андреевского креста. Мимо него и над ним спокойно проплывали другие облака, но сам крест в течение двадцати минут, пока длился молебен, оставался на месте, а потом просто растаял.

Отец Андрей попросил оказавшегося поблизости фотографа Дмитрия Назарова (теперь он иеромонах Даниил) сфотографировать это чудо. Дмитрий сначала отказывался, говоря, что для фотографирования неба нужны специальные фильтры, а поскольку их нет, фотографии не получатся, но, однако, для успокоения души и ради просьбы настоятеля сделал несколько кадров. Каково же было его удивление, когда после проявки он обнаружил, что крест виден достаточно отчетливо.

Более 15 лет минуло с тех пор.

И сейчас, когда над городом Лесосибирском величаво и торжественно возвышается наш Собор, по праву считающийся украшением православной Сибири, даже не верится, что когда-то все начиналось с инициативы двух десятков верующих, у которых не было ни настоятеля, ни своего помещения. Было только одно: горячее желание общего молитвенного собрания и святой веры во спасение.

В 1989 году православные верующие города Лесосибирска ездили в Успенскую церковь Енисейска на воскресные богослужения, а по пятницам, в вечерние часы там же отец Геннадий Фаст проводил семинары для тех, кто хотел изучать Библию, содержание Божественной литургии, Символа веры.

Среди тех, кто ревностно изучал богословие, был и главный архитектор города Лесо-сибирска, москвич Андрей Юревич.

Вскоре настоятель Успенской церкви Геннадий Фаст благословил лесосибирцев после воскресной Божественной литургии собираться самостоятельно. Собрания по изучению Библии и основ православной веры по благословению духовника проводил Андрей Юревич. Проходили они по разным квартирам, в тесном кругу 20-25 человек, заканчивались поздно. Наиболее активными и постоянными участниками собраний были: В.Глухова, Е.Глухов, Д. Глухов, И. Комогорцева, С. Дьяченко, М. Туркина, Л. Смирнова, Е. Лобанова, А. Хердякова, М. Светлакова и другие.

В октябре 1990 года в группу пришли ребята из общины баптистов, а затем и глава ее - Павел Чистяков с женой. Теперь один из них, Андрей Соколов, стал иеромонахом отцом Арсением, служащим в настоящее время в Португалии; Павел Чистяков - уважаемый и любимый прихожанами настоятель Свято-Троицкого храма с. Пировского Красноярского края.

Занятия по изучению Библии лесосибирцев часто посещал первый их наставник, духовник отец Геннадий Фаст; он и предложил создать в городе первую православную общину.

В конце сентября 1991 года состоялось собрание прихожан, на котором было принято решение о создании православной общины города Лесосибирска, Владыка Антоний благословил быть храму во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; второй же придел храма решено было освятить во имя Иоанна Кронштадтского. Все подписавшие протокол единогласно избрали председателем Андрея Юревича. Члены прихода обратились с ходатайством к архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию с просьбой о рукоположении Юревича в сан священника. Уже в ноябре отец Андрей становится диаконом; через неделю после этого - священником.

Настоятель Крестовоздвиженского Собора Андрей Юревич вспоминает об этом событии так: "Ноябрьским вечером я пешком уходил на поезд. Шел снег. Матушка Ольга вышла провожать меня за калитку. Прошел несколько метров, обернулся; мы помахали друг другу рукой. Ушел в снег, в метель светский человек, а вернулся из Красноярска священником в рясе. Это была не просто очередная перемена в жизни. Начиналась совершенно новая жизнь, которая практик чески зачеркивала старую ".

И началось великое созидание - огромная работа над собой, над созданием, развитием и становлением первой православной общины города Лесосибирска.
Сейчас в музее неподдельный интерес вызывает макет сарая, где проходили первые богослужения. Сарай, вернее, хлев, вычистили, отделили крохотную комнатку отцу Андрею; покрыли шифером крышу, дабы не протекла.

Алтарь был такой маленький, что вокруг престола можно было пройти только боком. Крышу помог сделать Н.П. Молочков, директор речпорта, там же изготовили и семисвечник - символ семи основных таинств Христовых.

Одновременно обратились с ходатайством к городским властям о выделении временного помещения для использования его под храм и земельного участка под строительство храма.

Письмо с таким содержанием на имя заместителя горисполкома В.А. Насонова подписал Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний.
И вот, 2-го февраля 1992 года в вышеуказанном, побеленном, покрашенном хлеву, принадлежавшем лично отцу Андрею и состоялась первая служба - это был уже маленький храм.

Первым пономарем был В. Ремезов, первой псаломщицей Л. Спиридонова; работу продавца, требницы, отчеты перед епархией выполняла В. Глухова, матушке Ольге пришлось самой и печь просфоры, и петь на клиросе.

Вера Константиновна Глухова вспоминает о праздновании первой Пасхи в этом храме: "Перед входом в храм сделали настил размером 2х3. было, наверное , человек 50-70. большая часть прихожан, конечно, находилась на улице, но слышно было все, так как и окно, и дверь были открыты. Такой яркой Пасхи я больше не помню. Крохотное помещение буквально было залито светом, пением, ликованием: Христос Воскрес!"

А матушка Ольга с волнением рассказывает о том, что происходило перед Пасхой: "Не было Плащаницы Иисуса Христа; не из чего было сделать, да и времени не хватало. Вечером, днем и ночью вышивали ее, нашли искусственный жемчуг, а канитель добыли, распустив эполеты казаков; и даже часть венчального платья самой матушки использовали, но Плащаницу изготовили в срок. Она и сейчас украшает Собор."

Те, кто были тогда в первом храме, до сих пор вспоминают необыкновенную радость Пасхи и любовь друг к другу.

Наконец, в 1992 году община получила под храм здание бывшего кинотеатра, где сейчас находится гимназическая церковь во имя Св. И. Кронштадтского. Три года спустя началось строительство Крестовоздвиженского Собора, и через семь лет приход, уже не десятки, а сотни прихожан, перешел в Собор, выстроенный по всем канонам древней церковной архитектуры.

Вот уже15 лет неизменным его настоятелем является отец Андрей Юревич, ставший священником опять-таки в соответствии со старыми церковными правилами, так как он был избран народом и только потом рукоположен в сан священника.

Теперь рядом с ним трудится еще четверо батюшек: отец Георгий Селин, отец Андрей Чугунов, отец Сергей Матюнин, отец Сергей Немодин и диакон Алексий Ахтулов. Это знающие, пользующиеся огромной любовью и уважением прихожан служители Церкви. Возможно, за такой спокойной хронологией событий трудно угадать невероятную, иногда, казалось, непосильную работу над укреплением православной общины города, включая и материальные заботы.

Прихожане помнят и пожар в деревянной церкви, когда по промыслу Божиему огонь очистил внутри здание бывшего кинотеатра, помнят многие трудности строительства Собора, ведь однажды чуть не было принято решение о его консервации.

Вот тут-то и понадобилась нашему настоятелю вся неукротимая энергия, напористость, желание добиться решения задуманного. В музее Собора хранятся рабочие записные книжки отца Андрея тех лет. Поражаешься размаху дел, поражаешься той значимой роли, которую Церковь, а потом и Собор стали играть в развитии православной жизни города, края, даже России. Одновременно по многим направлениям шла работа: открытие православной гимназии; окормление кадетского корпуса и казачьего округа; открытие часовни в городской больнице во имя Свт. Луки Войно-Ясенецкого; возникновение сестричества, которое своим милосердием согревает души детей-сирот из приюта и школы-интерната, стариков из Дома-интерната и Дома ветеранов, больных детей из детского отделения городской больницы; проведение фестивалей выставок современного христианского искусства, положивших начало созданию музея Собора; Рождественские чтения, теоретические и научно-технические конференции; активное участие во всех городских мероприятиях.

В этом году на территории парка Собора открыта мемориальная аллея памяти маклаковцев, погибших в годы Великой Отечественной Войны. Парк давно стал любимым местом отдыха для всех горожан. Работа по его благоустройству была отмечена специальным сертификатом администрации Красноярского края.
Крестовоздвиженский Собор теперь является одним из благословенных мест паломничества многочисленных зарубежных и российских гостей. Над устроительством Собора потрудились мастера православной культуры всей России. Распятие изготовлено в Троице-Сергиевой Лавре; центральный иконостас в городе Дубны под Москвой, в знаменитой иконописной мастерской отца Шумилова, которая носит имя первого русского иконописца Алимпия Печерского; два других иконостаса во имя икон Пресвятой Богородицы Владимирской и страстотерпцев царя Николая II с семейством выполнены мастерами Новгорода; иконы из мозаики делали В. Качалов и Б. Климов, известные художники Челябинска, ранее работавшие над мозаикой в знаменитой Александро-Невской Лавре города Санкт-Петербурга; резные аналои - в городе Курске.

Известный богослов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев так однажды сказал о нашем соборе: "Если бы меня мои студенты спросили о том, где они могут посмотреть пример канонической храмовой архитектуры и иконописи - я бы им сказал: "Поезжайте в Лесосибирск".
Ничего бы этого не было, если бы не мастерство и трудовой энтузиазм работников СМП № 3 под руководством В.М. Киселева, строивших Собор; если бы не финансирование строительства коллективом ЛДК-1 во главе с А.С. Рубцовым, если бы не труд замечательного архитектора из города Красноярска А.В. Банникова по проекту которого построен Крестовоздвиженский Собор.

Об этом мы должны помнить всегда. Десятки жертвователей внесли свой посильный вклад в строительство Собора: В. Шеленков, Н. Молочков, А. Савельев, И. Прудников, Б. Золин, М. Попадопулос и другие предприниматели города.

Православная жизнь общины тесно связанна со всем, что происходит в городе. С властями Лесосибирска установлены уважительные отношения и полное взаимопонимание.

В этом году по просьбе настоятеля Крестовоздвиженско-го Собора протоиерея Андрея Юревича была оборудована удобная автобусная остановка поближе к Собору.

Не было ни одного значительного события в жизни прихода, связанного с приездом Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, с приемом российских или зарубежных гостей, в котором бы не принимали участие мэр Н.Т. Колпаков и другие работники администрации города.

Фондом библиотеки православной гимназии пользуются все жители города. Многие культурные мероприятия по линии православной общины стали крупными событиями для города. Это и трехдневный фестиваль с участием московских певцов и артиста театра и кино А. Петренко в 2000 году; это и прием в 2005 году многочисленной делегации священнослужителей Европы, Канады и Америки; незабываемый приезд Митрополита Сербии и Черногории Амфилохия; выступление с концертами и трехдневное пребывание в городе детско-юношеского хора из Голландии и многое другое.

За 15 лет изменился состав прихожан. Живы те, теперь старушки, которые были у истоков создания православной общины; пришли их дети и внуки, потянулись учителя города, интеллигенция.

После образования православной гимназии более 30 педагогов стали прихожанами.

На фестивали, выставки церковно-прикладного искусства, современного христианского искусства приходили тысячи горожан.

Очень популярны экскурсии по Собору, на которых люди знакомятся с огромным вкладом православия в мировую художественную культуру; с историей взаимоотношений между Древней Византией и Русью; особенностями церковной архитектуры и иконописи. Более двух часов может длится экскурсия по Собору для гостей города, но время летит быстро, настолько она интересна.

Жизнь общины многогранна, один только перечень повседневных забот по приходу, гимназии, сестричеству, музею занял бы не один лист. Но есть особая сторона этой жизни, возможно, самая впечатляющая. Наш Собор - "многодетный" двенадцать семей с пятью и более детьми - главное украшение церкви. Приход принял участие в президентском проекте Фонда "Национальной Славы России", направленном на поддержку многодетных семей. Уже стало традицией поздравлять такие семьи в день Жен-Мироносиц.

А настоятель Крестовоздвиженского Собора получил высокую награду - медаль "За милосердие" в рамках другого национального проекта, "Меценат столетия".
Дело, конечно, не в наградах, дело в сути православного образа жизни. Недаром отец Андрей мечтает о том, чтобы в нашем городе православная культура стала бы определяющей в образе жизни горожан. Ведь именно такой образ жизни способствует развитию уважения и любви, взаимопонимания властей города и его населения.

Укрепив "материальную базу" прихода, отец Андрей ставит перед собой и приходом задачу, которая намного труднее и важнее; это знают все, кто по воскресным дням слушают его горячие, мудрые, тонкие по смыслу проповеди. Он не только борется за души прихожан, но и призывает их быть примером для всех жителей города, учит всеобъемлющей любви друг к другу и Господу Нашему Иисусу Христу.

Возможно, раньше, в том далеком времени, когда службы шли в хлеву, проще было общаться с прихожанами. Он и матушка Ольга знали не только их самих, но и их детей, и близких родственников. Теперь, когда приход насчитывает 2-3 тысячи человек, батюшки уже не могут так близко знать всех, кого окормляют. Студенты, школьники, молодые рабочие стали составлять значительную часть прихода. Приходится батюшкам быть не только наставниками, заступниками и духовными отцами, но и психологами, и педагогами.

Собор построили - предстоит "строить" души людей. И работу по созиданию в сознании прихожан любви, терпения и кротости уже никакими медалями и орденами не оценить.

Сайт:   http://krestsobor.by.ru

Паломнические поездки к Крестовоздвиженскому собору в г. Лесосибирск