Центры паломничеств
Населенные пункты

Мелитополь

  • Описание

Описание

Мелито?поль (укр. Мелітополь, от греческого «медовый город») - город областного значения в Запорожской области Украины, административный центр Мелитопольского района, не входит в его состав.

Прежние названия: Киз-Яр до 1816 года, Новоалександровка до 1842 года.

Расположен на реке Молочной, возле Молочного лимана, примыкающего к Азовскому морю.

В городе расположена железнодорожная станция Мелитополь - пункт транзита на пути в Крым.

В 10 км от города расположен природный памятник «Каменная могила».

В мелитопольских степях, сменяя друг друга, жили разные кочевые народы: скифы (с VII века до н. э.), гунны (с IV века н. э.), авары (с VI века), хазары (с VIII века), печенеги (с X века), половцы (с XI века), татары (с XIII века). Многочисленные артефакты скифского периода были обнаружены в Мелитопольском кургане. Петроглифы разных исторических эпох (от XXIV-XXII веков до н. э. до X-XII веков н. э.) сохранились на глыбах песчаника в Каменной могиле.

В 1783 году территория Мелитополя вошла в состав Российской империи. 2 февраля 1784 года был создан Мелитопольский уезд, центром которого должен был стать город Мелитополь. Название города было образовано отдр.-греч. μ?λι «мёд» (родительный падеж - μ?λιτος) и π?λις «полис, город»), в память о якобы когда-то существовавшей у Молочного лимана греческой колонии Мелите[4], и теперь «медовый город» часто используется как неофициальное прозвище Мелитополя. Однако, из-за слабой заселённости края город так и не был основан. Долгое время уезд вовсе не имел столицы, затем в 1796-1797 годах столицей был Токмак, а с 1801 года - Орехов.

В конце XVII -- начале XIX веков на месте нынешнего Мелитополя существовал ногайский аул Киз-Яр (теперь его название сохранилось в названии исторического района города - Кизияра), а в 1814 году на месте аула была основана слобода Новоалександровка. О том, какой год считать датой основания Мелитополя, единого мнения нет, и называются разные годы в диапазоне между 1784 и 1814 годами.

В 1842 году Новоалександровка была переведена в разряд городов, назначена центром Мелитопольского уезда и переименована в Мелитополь. Город стал быстро расти, во многом благодаря своему расположению на перекрёстке транспортных путей. Укреплению роли Мелитополя как торгового центра региона особенно способствовала прокладка в 1874 году железной дороги, что направило через Мелитополь транспортные потоки зерна и муки, поставляемых на экспорт.

С конца XIX века в Мелитополе стала быстро развиваться промышленность. Наряду с кустарными мастерскими возникли такие крупные по тем временам предприятия, как завод братьев Классен по производству сельскохозяйственного оборудования, завод Зафермана по производству нефтяных двигателей, железнодорожное депо. В 1889 году в Мелитополе уже работали 14 фабрик и заводов. В 1895 году вступила в строй первая электростанция.

В 1917-1920 годах в Мелитополе многократно менялась власть. Город был под властью Временного правительства, белогвардейских Добровольческой армии и армии Врангеля, гетманата Скоропадского, махновцев, и только 30 октября 1920 года Красная армия окончательно завладела Мелитополем.

В 1920-е - 1930-е годы продолжилось развитие Мелитополя как промышленного и культурного центра региона: строились новые предприятия, создавались учебные заведения, быстро росло население города.

6 октября 1941 года Мелитополь был взят немецкими войсками. Мелитополь был назначен центром генерального округа Крым-Таврия, одного из 6 округов Рейхскомиссариата Украина. В Мелитополе были проведены массовые расстрелы еврейского населения, в городе и окрестностях было создано несколько небольших концентрационных лагерей.

В начале осени 1943 года немцы, желая остановить наступление советских войск, возвели на правом берегу Молочной реки оборонительную линию Вотан. 26 сентября советские войска под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Толбухина начали наступление на линию обороны, и только 23 октября им удалось овладеть Мелитополем.

Первые послевоенные годы были посвящены восстановлению разрушенного войной города. Предприятия и учреждения вернулись из эвакуации. Промышленные предприятия восстанавливались и реконструировались, и уже к концу 1940-х годов ведущие предприятия Мелитополя превысили довоенный уровень производства. Дальнейшее развитие промышленности города было преимущественно связано с машиностроением. В конце 1950-х годов на предприятиях города был налажен выпуск промышленных холодильных установок, силовых агрегатов для автомобиля «Запорожец» и другой техники. Второй важной отраслью промышленности города оставалась пищевая промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственную продукцию, поставляемую аграрными предприятиями региона. Если до войны центр Мелитополя был под горой, в районе площади Революции, то теперь жилищное строительство стало вестись преимущественно в верхней, нагорной части города. В 1950-1980 годах новые районы с многоэтажной застройкой возникли на Новом Мелитополе, Микрорайоне, на проспекте Богдана Хмельницкого и улице Кирова.

В первое десятилетие украинской независимости экономика Мелитополя пережила глубокий кризис. Предприятия города значительно снизили объёмы производства, а некоторые вовсе остановились. Остро встала проблема безработицы. Положительные тенденции в экономике наметились только к началу 2000-х годов.

В 2004-2005 годах значимыми событиями для Мелитополя стали взрывы артиллерийских складов в Новобогдановке.