Центры паломничеств

Святые места

Храм Василия Блаженного

Описание Храм Василии Блаженного

Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

Храм Василия Блаженного

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного Исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Парижа). Перед храмом с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

В Санкт-Петербурге находится мемориальный храм, посвящённый Александру II, - Храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови (завершён в 1907 году). Покровский собор послужил одним из прообразов при создании Спаса на Крови, поэтому оба сооружения имеют черты сходства.

Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Существует несколько версий о создателях собора.

По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.

По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его). Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый над местом погребения блж. Иоанна Московского (вначале был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 году.
Колокольня

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 год. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.

Купола храма

В 1929 году закрыт для богослужений, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова) 1991 года. Богослужения совершаются клириками храмов в Зарядье и Китай-городе.

С 1990 года храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее время эта коллекция - одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547-1996 года (места отливки - Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Колокола отлиты такими известными мастерами как Фёдор и Иван Моторины, Семён Можжухин, П. И. Оловяшников, П. Н. Финляндский, А. А. Самгин. Собор имеет также интересную коллекцию оружия времён Ивана Грозного.

Раньше храм (как и многие другие допетровские памятники архитектуры) выглядел гораздо живописнее и наряднее чем сейчас: шатер храма опоясывал поясок из маленьких луковиц, ныне утраченный, а центральная (ныне просто позолоченная) главка имела такую же сложную рельефную форму, как и боковые главы, и роспись стен храма была более сложной.

Паломнические поездки к Храм Василии Блаженного