Центры паломничеств
Святые места

Новоспасский монастырь в г. Москва

Описание Новоспасского монастыря в г. Москва

Новоспасский монастырь - старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.

Новоспасский монастырь

Главный храм обители, Спасо-Преображенский собор, устроен в середине XVII века по образу Успенского собора Московского Кремля архимандритом Никоном, будущим Патриархом. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых - предки царственного Дома. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие предствители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, +1810) и великий князь Сергей Александрович (+1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича были торжественно, с отданием воинских почестей перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля.

Молитва о спасении обретает здесь особое звучание. Служение Богу и Отечеству воспринимается не иначе как продолжение многовековых традиций наших предков. Осознать это нетрудно для каждого, кто хотя бы раз испытал радость молитвенного присутствия в Новоспасском монастыре. Сегодня в обители действуют три храма, два из которых - Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца - освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни.

Во всех трудах монашеской жизни братия монастыря руководствуется благословением своего Настоятеля и Священноархимандрита - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Блаженнопочивший приснопамятный Святейший Патриарх Алексий Второй за годы, прошедшие после возвращения монастыря Церкви, многократно лично посещал обитель, совершал в ее храмах торжественные богослужения, обращался со словом Первосвятительского наставления к братии и богомольцам. Его отеческая любовь всегда ощущалась монастырской братией, служила утешением и поддержкой в монашеском подвиге, в каждодневном служении Богу и ближним. Господь да упокоит душу Святейшего Патриарха Алексия в обителях Небесных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»!

Братия Новоспасского монастыря

Возведенный на Московский Патриарший Престол 1 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще Местоблюстителем Патриаршего Престола посетил Новоспасский монастырь в Рождественский сочельник 2009 года, совершил вечерню и Божественную литургию в Покровском храме обители и обратился с архипастырским словом к братии и верующим.

Посещение обители Предстоятелем Церкви - всегда особое событие для братии, в котором трепетно сочетаются радость, утешение, волнение, благоговение. Каждый, кто молится в обители за Великого господина и Отца, сознает, что обращается к Богу с молитвенным прошением за Первоиерарха, на которого возложен нелегкий крест Патриаршего служения, предстояния за Всероссийскую паству, и, вместе с тем, за своего Настоятеля и Священноархимандрита.

Древняя московская обитель, претерпевшая разорение и поругание, а ныне возрожденная, живет привычным монастырским распорядком, в котором неразрывно соединены два основополагающих направления монашеской жизни - молитва и труд. Каждый день и час насельника обители построен на послушании, которое лежит в основе уклада монастырской жизни и которое святые подвижники ставят превыше поста и молитвы.

Как почувствовать, есть ли в душе призвание к монашеству? Как стать настоящим послушником? «Каждый человек, приходящий в монастырь, должен отчетливо себе представлять, для чего он это делает и каков тот путь, который он избирает, - говорит Наместник монастыря Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. - Это, безусловно, должен быть сознательный, ответственный и свободный выбор. Человек приходит в обитель не для того, чтобы избежать многоразличных житейских трудностей и треволнений, которыми полон мир. Это не уход от трудностей, а приход к Богу. Новоначальный послушник должен стремиться, прежде всего, к отсечению своей воли. Это, пожалуй, самое трудное, чему приходится учиться всю жизнь, но и самое основное, что делает жизнь в монастыре и монашеский путь спасительными для человека. От того, насколько он старается, с Божией помощью, преодолевать в себе своеволие, во многом зависит успешность его духовного пути и его духовный возраст. Конечно, те, кто переступают порог обители, несут на себе отпечаток нравственного состояния нашего общества, - ведь все мы дети своего Отечества. Но Спаситель говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его", и все остальное приложится вам (см. Мф. 6, 33). Вот об этом необходимо помнить каждому человеку, и тем более тому, кто ищет тесного монашеского пути. Цель монашеской жизни - та же, что была и в древности, у подвижников первых веков христианства: примириться с Богом, жить в Боге и самой своей жизнью осуществлять Евангелие и свидетельствовать о Христе. Цель монашества не изменилась с древних времен и не может измениться. Стремящийся к ней инок, то есть человек и н о й по отношению к миру, становится поистине жертвой Богу за мир. Многое надо претерпеть послушнику, испытующему себя в начале монашеского пути, но главное - учиться терпеливо смиряться и смиренно терпеть самого себя при встрече с различными жизненными обстоятельствами, с разными людьми, учиться благодарить Бога и в радостях, и в испытаниях, стараться очищать и преображать свое сердце, предоставляя в нем место Богу и действию Его благодати».

Приглашаем посетить древний Новоспасский монастырь, который издавна с любовью называют «белым голубем Москвы» - одну из чудесных святынь нашего Отечества, намоленную многими поколениями наших благочестивых предков!

 

Сайт:   http://www.spasnanovom.ru

Паломнические поездки к Новоспасскому монастырю в г. Москва