Центры паломничеств

Святые места

Храм Преображения Господня в усадьбе Пехра-Яковлевское

  • Описание

Описание Храма Преображения Господня в усадьбе Пехра-Яковлевское

На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи. Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду Сукиных, а с 1591г. - князьям Голицыным. Строительство первого храма в Пехре-Яковлевском велось князем М.А.Голицыным, ставшим в 1672 году боярином. В 1679г. он подал челобитную царю и в патриарший казенный приказ с просьбой о постройке деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Сохранились имена первых служителей храма: с 1704 по 1717гг. это священник Авраам Алексеев, а с 1718 по 1726 гг. его сын Филипп Авраамов.

Усадьба Пехра-Яковлевское. Неизв. художник.1810 г. Акварель.Наиболее знаменитый владелец усадьбы - князь М.М.Голицын-меньшой был сенатором, президентом Юстиц-коллегии, генерал-кригс-комиссаром (ведал денежным довольствием и материальным обеспечением всего русского флота), членом Адмиралтейств-коллегии, Астраханским генерал-губернатором, послом в Персии. В 1749г., при императрице Елизавете Петровне, он получил "главную команду над флотом". С 1756г. и до самой смерти он носил высшее морское воинское звание - генерал-адмирал.

Духовным центром усадьбы является Преображенский храм. Со дня основания (в конце XVII века) и до времени своего второго рождения ( в конце XX века), эта церковь была посвящена одной из главных икон - образу Спаса Нерукотворенного. Поэтому, ведя речь о Преображенском храме города Балашихи, мы называем его (до определенного периода) Спасской церковью.

Ансамбль усадьбы, расположенной на высоком берегу реки Пехорки, создан в стиле классицизма. Остановимся подробнее на здании усадебной церкви, возведенной в 1777-1783гг. Построена она из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатурена. Оригинальность архитектурного замысла храма заключается в том, что это - двухколоколенная ротонда (на подмосковной земле - редкость). Необычность замысла и высокое мастерство в его исполнении, изящество в моделировке деталей говорят о том, что автором был выдающийся зодчий. Есть мнение, что автором проекта был Василий Иванович Баженов (1737-1799), хотя предание и связывает проект с именем Карла Ивановича Бланка (1728-1793).

Богатым было внутреннее убранство храма. Иконостас в виде ионического портика имел написанные маслом иконы итальянской школы, в том числе работы Стефана Торелли (1712-1780). С сожалением отметим, что годы безбожия оставили от интерьера храма лишь голые стены.

Церковь имела два престола: кроме главного, летнего, в честь нерукотворного Образа Спасителя, был устроен теплый северный придел в честь архангела Михаила. Храм числился усадебным, находился на обеспечении владельцев имения. Для причта - в него входили священник, псаломщик и пономарь - на прилегающей земле было построено два деревянных дом. При храме было также кладбище и две часовни.

Повествование о Преображенском (Спасском до 1996г.) храме, как и о многих других святынях подмосковной земли, не может обойтись без кратких рассказов о владельцах имений, о тех, кто жил и трудился на этой земли. Ведь их жизнь и деятельность - это неизгладимые страницы российской истории. Православная вера вдохновляла достойных сынов Отечества на строительство храмов, на совершение трудов во благо Родины, на жертвенное служение ближним, христианское милосердие, широкую благотворительность. Православные церкви, построенные ими и по сей день украшающие родное Подмосковье, были средоточием их жизни. Здесь они молились пред святыми иконами. Здесь приносили покаяние, получали благословение на богоугодные дела, выслушивали слова утешения и назидания, здесь получали и последнее целование, отправляясь в путь всея земли.

В 1828-1832 г. владельцем Пехры-Яковлевского был князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832), некогда отличившийся при штурме Измаила (1791), сенатор и действительный тайный советник.

С 1832 по 1835 гг. Пехрой-Яковлевским владела А.Д. Нарышкина, с 1835 по 1870-е - Шелашниковы. Этот старинный московский дворянский род дал России немало достойных сынов.

Последними перед 1917 г. владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов: Мария, дочь С.П. и А.Б. Шелашниковых, выйдя замуж за Х.Х.Роопа, получила имение в качестве приданого. Выходец из дворян Эстляндской губернии, Христофор Христофорович Рооп (1831- после 1917) был выпускником Императорской военной академии (впоследствии - Николаевская военная академия генерального штаба), имел звание генерала от инфантерии и все высшие ордена Российской империи; в 1890 г. император Александр III назначил его членом Государственного совета. Обстоятельства и дата смерти его (уже после 1917г.) не известны. Его жена Мария Степановна умерла в 1918 г. и была похоронена возле храма; могилу ее, как и весь некрополь Пехры-Яковлевского, в безбожные годы сравняли с землей.

Яковлевское к началу ХХ в. обросло небольшими текстильными производствами; вокруг расположилось целых пять фабрик. Спасская церковь уже с середины ХIX в. из усадебной превратилась в приходскую. В 1852 г. в Пехре-Яковлевском было 25 крестьянских дворов с населением 192 человека; к началу ХХ в. 66 дворов с 345 жителями. На средства столь скромного прихода, конечно, содержать причт и поддерживать благолепие в храме было бы невозможно, если бы не забота владельцев Пехра-Яковлевского, кроме того, причту храма принадлежал небольшой участок земли.
Храм был своего рода духовным центром: практически вся территория нынешней Балашихи относилась к этому приходу. Известно имя протоиерея Николая Воинова, служившего в Спасской церкви с 1895г. Даже по отрывочным сведениям, найденным в архивах, перед нами предстает образ достойного пастыря.

В 1908 г. отец Николай Воинов был награжден наперсным крестом. В 1914 г. за усердные труды он был награжден Орденом Св. Анны. Награжденные этим орденом получали право личного дворянства.

Служение его продолжалось в тяжкие послереволюционные годы. В сан протоиерея отец Николай был возведен в 1920 г. указом патриарха Тихона.

Компания по изъятию церковных ценностей не обошла стороной и Спасскую церковь: подписи протоиерея Николая Воинова, диакона Константина Сорокина и членов Приходского совета стоят на протоколах и актах "По изъятию ценностей из церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Пехра-Яковлевское Разинской волости Московского уезда (1922).

Последние архивные данные, касающиеся отца Николая, относятся к 1926 г., это "Список лиц, лишенных избирательных прав": Войнов Николай Никол., свящ., нетрудовой доход (пункт "Г"). Дальнейшая судьба протоиерея Николая Воинова неизвестна.

Печальной была участь Спасской церкви. В 1933г. она была закрыта и разграблена. Все уцелевшее после кампании 1922г. убранство было уничтожено; канули в небытие иконы и картины, были сожжены документы, погибли и колокола, самый большой из которых весил 258 пудов. Поначалу в церкви пытались наладить производство гуталина, затем здесь находился склад (см. старые фото Преображенского Храма). А в имении уже в 1930г. находился Пушно-меховой институт, имевший неподалеку опытную базу - зверосовхоз "Салтыковский". Позднее сюда перебазировался из Москвы сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне преобразованный в Российский государственный аграрный университет.

В послевоенные годы группа верующих из с. Пехра-Яковлевского, дер. Леоново, Новая, Николаевка, Горенки, пос. Автогенстрой, фабрики №1 г. Балашихи делала попытку вернуть храм. Эта попытка 1951 года не увенчалась успехом. Среди просителей за открытие храма в Пехре-Яковлевском была 57-летняя пенсионерка Елизавета Дмитриевна Терешина. Ее отец - Дмитрий Андреевич Терешин был среди тех прихожан, кто в конце 1920-х годов пытался отстоять (и за это сурово поплатился) другой храм Балашихинской земли, Покровскую церковь с. Пехра-Покровское.

Преображенский храмТо, что в стенах Спасского храма расположилась институтская библиотека, сохранило его от неминуемого разрушения, но интерьер при этом подвергся перестройке: мощные железобетонные перекрытия рассекли внутреннее пространство на два уровня, и удалить их, не повредив здание, теперь невозможно. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, создана приходская общины, а в 1991-1996гг. были проведены реставрационные работы: восстановлены и покрыты медью купола, отреставрированы стены с лепниной, полностью воссозданы главный алтарь и боковые приделы с резными иконостасами, заново написаны иконы.

Одновременно с восстановлением храма возрождалась и приходская жизнь: была организована воскресная приходская школа для детей и взрослых, начала выходить приходская газеты "Преображение". Духовенство храма установило постоянные контакты с командованием и личным составом воинских частей; преподаватели Военно-технического университета стали приводить в храм студентов на занятия по религиоведению, а курсанты в свободное от занятий время участвовали в Главный предел Преображенского храмареставрационных работах. Не оставили без внимания нужды верующих и Балашихинские промышленные предприятия: руководство НПО "Криогенмаш" помогало строительной техникой, соорудило ограду вокруг храма, изготовило большую купель для крещения взрослых.

4 августа 1996 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения возрожденного храма в честь Преображения Господня. Примечательно, что это было первое архиерейское освящение храма за два века его существования: в ХVIII в. он был освящен лишь иерейским чином.

Преображенский храм является центром Балашихинского благочиния. Настоятель храма - протоиерей Николай Погребняк.

Богослужение в преображенском храме ежедневное: утреннее в 8 часов, а вечернее в 17. За вечерними богослужениями в воскресные дни совершается акафистное пение Пресвятой Богородице (акафист поет народ), по понедельникам - преподобному Серафиму Саровскому, а по четвергам - Святителю Николаю, также при народном пении. Чтимые святыни храма: иконы Пресвятой Богородицы Казанская, "Всех скорбящих Радость", "Умиление" Серафимо-Дивеевская, "Неувядаемый цвет", Тихвинская, Иверская. Почитает верующий народ Можайский образ святителя Николая (перед ним и совершается акафист), иконы преподобного Серафима, великомученика Пантелеимона, святителя Феодосия Черниговского, трех мучеников - Иоанна воина, Трифона и Вонифатия, а также благоверных князей Петра и Февронию, Муромских чудотворцев (с частицами их святых мощей).
Балашихинская икона Пресвятой БогородицыВ иконостасе храма - копия иконы Преображения Господня Феофана Грека и редкий образ Пресвятой Богородицы - копия фрески, находящейся в соборном храме Кареи, административного центра Афона. Афонский образ написан иконописцем Мануилом Панселлином в XIV в. Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем восседает на престоле. В левой руке Богомладенца находится свиток, а правая поднята в благословляющем перстосложении. Этот образ прихожане храма именуют Балашихинской иконой Пресвятой Богородицы, а днем его особого почитания считают 18 сентября/ 1 октября, день, когда она впервые появилась в храме.