Центры паломничеств
Святые места

село Кремёнок Явленный источник

  • Описание

Описание села Кремёнок Явленный источник

Источник находится примерно в километре от большого русского села Кремёнок. Известностью пользуется с давних времён. Над родником стоит крест. Зеркало его воды – серебристо- прозрачное. Называется он - Явленный. О названии среди местных жителей ходит, хранится немало преданий. Одно из них берёт своё начало с далёкого 16-го столетия.

Во времена разинского восстания в Кремёнках сконцентрировалось несколько мятежных отрядов разинцев. Сюда же из Арзамаса прибыл большой отряд регулярных царских войск, чтобы разбить повстанцев.

Рассказывается, что накануне этого сражения (было 9 октября 1670 года) в предзакатную пору водное зеркало подернула красная плёнка заката, а в ней ясно проявился лик Божией Матери. Она плакала. Тот, кто находился в это время у родника, предрёк, что Заступница оплакивала восставших. Так оно и произошло: битва закончилась с большими жертвами, повстанцы были разбиты. Отсюда и пошло название источника - Явленный.

Летом 1903 года Саровский мужской монастырь в связи с канонизацией мощей преподобного Серафима посетил со своей свитой российский царь Николай Второй. В те времена дорога в Саров проходила через Кремёнки. Жители села встретили его необычно торжественно. На источнике ему были преподнесены хлеб-соль и в деревянном ковше вода. Кремёнковцам царь подарил образ преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе.

В начальный период Советской власти мощи преподобного Серафима решено было из Сарова вывезти. Для этого намечалось три маршрута, чтобы сбить с толку верующих, избежать нежелательных эксцессов. Один из маршрутов намечался через Кремёнки.

В определённый день и час из Сарова по всем трём направлениям выехали конные тройки. Определить, на которой из них вывозятся святые останки, было невозможно. Но когда одна из троек выехала по направлению к Кремёнкам и поравнялась с Явленным источником, на сельской колокольне местной церкви сам собой зазвонил колокол. Это был знак Божий, что на тройке перевозятся мощи преподобного.И ещё одно из преданий. В летнюю пору к вечеру возвращались местные крестьянки с сенокоса. С граблями, уставшие. Поравнялись с источником: испить бы холодной водицы, да некогда. И разом повернули головы на склон с родником. А там возле ракит над водным зеркалом увидели старичка в монашеском одеянии. Стоит он и взмахом руки подзывает женщин.

Повернулись женщины с граблями к роднику, подошли ближе к нему и видят, что старичок-то-монах не на пригорке стоит, а как бы парит над водой источника. Упали женщины на колени, преподобный-то (это был он) подошёл к ним и молвил:
-Знаете ли вы, православные, дивеевскую Канавку?
-Знаем, - молвили женщины.
-Так вот: по ней совершает свой ход Владычица. А прежде чем пройти по Канавке, она водой этого источника умывает своё пресветлое лицо.

Как во сне всё это виделось женщинам. Потом по ложбинке родниковой пошла прохлада, коснулась женских лиц, освежила их, и сняла с них тяжкую сенокосную усталость.

Такие вот в Кремёнках бытуют предания, связанные с Явленным источником.