Центры паломничеств
Населенные пункты

Пермь

Описание Перми

Пермь - город на востоке европейской части России, в предгорьях Урала, административный центр Пермского края, порт на реке Каме. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала. Город основан в 1723 году, с 1940 по 1957 год носил название Молотов. Население Перми, достигавшее в 1989 году 1 092 392 человек, по данным на 1 января 2008 года составляет 987,2 тыс. человек (12-е место в РФ). Население городской агломерации составляет 1180 тыс. человек (13-е место). Город Пермь занимает третье место по протяжённости после городов Москва и Сочи и третье место по площади после Санкт-Петербурга и Москвы. В 1876 году через Пермь прошла первая железная дорога на Урале и в Сибири, в 1916 году был основан первый на Урале и в Сибири университет.

Название города относится к женскому роду. Согласно гипотезе российского лингвиста академика Д. В. Бубриха оно происходит от вепсского слова перама - «далёкая земля». Жители города называются пермяками.

Территория, на которой расположен город Пермь, заселена человеком с древнейших времён. В городе изучены более 130 археологических памятников (от каменного века до позднего средневековья).

В XVII веке эти земли принадлежали купцам Строгановым. Первые документальные упоминания о поселениях на территории исторического центра города встречаются в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова в 1647 году. Там упоминается починок на реке Ягошихе (в современном написании - Егошиха). Согласно переписи 1678 года, в деревне Егошиха насчитывалось уже семь дворов и проживало

28 душ мужского пола, в основном фамилии Брюхановых, Верхоланцевых и Федотовых.

Известны и другие населённые пункты, которые существовали в XVII веке в пределах современных границ города и позднее вошли в его состав, например, деревня Заостровка, село Верхние Муллы - важный административный центр владений Строгановых.

9 (20) марта 1720 года по приказу Петра I капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев, управляющий Уральскими казёнными заводами, известный русский историк и географ, отправился в Сибирскую губернию для постройки заводов по выплавке меди и серебра. Он выбрал для постройки медеплавильного завода место около деревни Егошихи (вблизи устья одноимённой реки, впадающей в Каму), отличавшееся наличием медной руды и удобным расположением для вывоза продукции. В 1721 году Татищев был отозван, а его преемником назначен генерал-майор артиллерии Георг Вильгельм (Вилим Иванович) де Геннин. Де Геннин одобрил проект Татищева и в 1722 году распорядился о подготовке к строительству завода.

Днём основания Перми считается официальная дата начала строительства Егошихинского (Ягошихинского) медеплавильного завода - 4 (15) мая 1723 года. При закладке завода присутствовал В. Н. Татищев. В рукописи «Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735 г.» В. И. де Геннин писал:

И по определению ево, генерала лейтенанта, оной завод начат строить маия 4-го дня 1723 году и построен по январь месяц 1724-го году.

Однако археолог Павел Анатольевич Корчагин, исследуя архивы Татищева, обнаружил документы, свидетельствующие, что деятельность завода началась раньше. Например, ещё в 1722 году Татищев назначил на завод целовальника для приёма медной руды.

20 ноября (1 декабря) 1780 Екатерина II подписала указ о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества в составе двух областей - Пермской и Тобольской. В 1780-1781 годах велась постройка зданий для официальных учреждений, заложены Казанский и Сибирский тракты. Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781. Первым городским головой был избран купец из Кунгура Михаил Абрамович Попов.

В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию с центром в Перми. Губернатором был назначен Карл Фёдорович Модерах, занимавший этот пост до 1811 года. Среди прочих его заслуг историками отмечается разработанная им правильная планировка улиц Перми. Строительный план К. Ф. Модераха осуществлялся в течение всего XIX века.[21] При нём же в Перми было учреждено управление казённых горных заводов по Уралу на основании нового положения 1806 года.

24 августа 1878 года состоялось открытие Уральской железной дороги от Перми до Чусовой. Конец XIX века стал в Перми периодом активного железнодорожного строительства. Ещё в 1874-1878 годы была введена в строй линия Пермь - Кушва - Екатеринбург. В 1897-1898 годах была проложена Пермь-Котласская ветка, соединившая Уральскую железную дорогу с железнодорожной сетью Европейской России.

В конце XIX века в Перми активно развивались учреждения искусства и культуры. В 1874 году началось строительство театра оперы и балета. В 1886 года был открыт первый кинотеатр - «Иллюзион». Он находился на углу улиц Большой Ямской (ныне Пушкина) и Кунгурской (ныне Комсомольский проспект).

В начале XX века население Перми вместе с Мотовилихой составляло около 100 тысяч человек. В самой Перми было мало промышленных предприятий. Большая часть населения города - мещане, купцы, ремесленники, чиновники и служащие - были лояльны к существующему строю. Но рядом с городом располагались Мотовилихинские заводы, где РСДРП вела активную пропаганду и пользовалась поддержкой части рабочих. Также среди учащихся города были как сочувствующие революционерам, так и активные участники антиправительственной деятельности. Вместе с примкнувшими к ним представителями радикально настроенной интеллигенции эти группы населения стали активными участниками революционных выступлений 1905 года.

Кульминацией революции 1905 года в Перми стало Мотовилихинское вооружённое восстание 12-13 декабря. 12 декабря рабочие разобрали железнодорожный путь и остановили поезд, идущий в Екатеринбург. Для восстановления порядка из Перми была прислан отряд казаков. 13 декабря казаки, посланные обеспечивать проход поезда, при возвращении в город были атакованы повстанцами. Перестрелки продолжались до наступления темноты. Войска потеряли двух солдат ранеными, восставшие - 4 убитыми и 26 человек ранеными; также пострадало несколько случайных прохожих. Ночью представители Пермского комитета РСДРП и часть руководителей восстания были арестованы жандармами.

26 октября 1917 года известия о Октябрьской революции достигли Перми. 27 октября городская дума, за исключением фракции социал-демократов, осудила захват власти Петроградским Советом. 26 октября создан коалиционный Революционный комитет. В его состав вошли по три представителя от эсеров, меньшевиков и большевиков. Пермские большевики, оказавшись в меньшинстве в комитете, уже 1 ноября вышли из его состава, не сумев навязать большинству свои взгляды. 17 декабря в здании Пермского оперного театра состоялся I губернский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд провозгласил установление Советской власти в Пермской губернии и сформировал губернский исполнительный комитет, председателем которого стал большевик М. Н. Лукоянов.

24 декабря 1918 года войска армии Колчака подошли к Перми сразу с двух сторон. А уже 25 декабря после непродолжительных столкновений в районе железнодорожной станции «Пермь-2» «белые» заняли город. В результате «Пермской катастрофы» 3-й армии «красных» «белые» взяли не только Пермь, но и Глазов и Уфу.

После Отчёта комиссии ЦК РКП(б) (под руководством И. В. Сталина и Ф. Э. Дзержинского) командование Восточного фронта подготовило наступление для возвращения Перми. 2-я и 3-я армии к 20 июня отбросили армию Гайды от реки Вятки на реку Каму и вышли на дальние подступы к Перми. В ночь с 30 июня на 1 июля 1919 года, переправившись через Каму, красные вновь заняли город. В Перми произошли кровопролитные уличные бои. Почти весь водный транспорт (почти весь камский речной флот, и часть волжского) был сожжён в порту, взорван железнодорожный мост через Каму. В Пермской губернии осталось множество свидетельств отступления «белых» на восток. Гражданская война, военный коммунизм и сопутствующая им хозяйственная разруха привели к деградации городского хозяйства Перми. В это же время административный центр Урала был перенесён советской властью из Перми в Свердловск).

По итогам переписи населения, проведённой в 1926 году, население Перми составило 84 804 человека (39 968 мужчин и 44 836 женщин). К переписи 1939 года, в связи с индустриализацией, население города выросло более чем в три раза и составило 306 тысяч человек.

3 ноября 1927 года состоялось объединение Перми и рабочего посёлка Мотовилиха в один город. В 1931 году Мотовилиха получила статус самостоятельного города под названием Молотов, а в 1938 году была снова включена в состав Перми под названием Молотовского района (сейчас - Мотовилихинский район).

В 1930 году началось строительство моторостроительного завода № 19 (позднее - завод имени Сталина, завод имени Свердлова, ныне - Пермский моторостроительный комплекс).
Памятник героям фронта и тыла

С 1940 по 2 октября 1957 года город носил название Молотов в честь В. М. Молотова, политического деятеля и председателя правительства СССР в 1930-1941 годах.

Во время Великой Отечественной войны промышленность города была переориентирована на военные нужды. Машиностроительный завод имени Дзержинского был переведён на производство боеприпасов и других средств обороны, химический завод имени Орджоникидзе - на производство химических средств борьбы с вражеской техникой и сырья для боеприпасов.

Пермская область стала одним из основных регионов, принимавших эвакуированное население и предприятия. В области было переведено 124 промышленных предприятия, из них в Перми было размещено 64. На территории Пермского моторостроительного завода было размещено оборудование нескольких предприятий аналогичного направления.

В 1955 году закончилось сооружение Камской гидроэлектростанции. В 1958 году введена в эксплуатацию первая очередь Пермского нефтеперерабатывающего завода (ныне - ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»). В 1967 году году было завершено строительство Коммунального моста - автомобильно-пешеходного моста через Каму, связавшего центр города с правобережной частью.

18 марта 1965 года на корабле «Восход-2» космонавт А. А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Перед посадкой на Землю у корабля отказала автоматическая система ориентации. П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее Перми. После двух ночей под открытым небом экипаж был вертолётом доставлен в пермский аэропорт. Трасса в Перми, по которой их везли, была названа шоссе Космонавтов.

22 января 1971 года город Пермь награждён орденом Ленина за успешное выполнение пятилетнего плана по развитию промышленного производства.

Последствия общероссийского кризиса сказывались на разных сторонах жизни пермяков. В городе, как и по всей стране, сокращались объёмы промышленного производства, происходили задержки с выплатой зарплат и т. д. В начале 1993 года вспыхнула «бюджетная война» между городскими и областными властями и в течение нескольких лет продолжалась с переменным успехом. Кроме длительного судебного процесса, «бюджетная война» запомнилась, в том числе, приездом комиссии Верховного Совета, забастовкой «Скорой помощи», перебоями в работе общественного транспорта и уличного освещения.

20 марта 1994 года произошли впервые в постсоветской истории выборы в Пермскую городскую Думу. А 8 декабря 1996 года состоялись первые прямые выборы главы города. Уже в первом туре победу одержал Юрий Петрович Трутнев. Он занимал этот пост до 2000 года.

Именно в 90-е годы XX века Пермь неофициально стала называться «столицей гражданского общества», часто можно услышать и «столица российского либерализма».

В 1990-е годы в городе были основаны ФК «Амкар» и ПБК «Урал-Грейт», в 2000-х добившиеся больших успехов в российском футболе и баскетболе («Амкар» играет в премьер-лиге, был финалистом Кубка страны, «Урал-Грейт» - неоднократный чемпион России).

В первой половине 2000-х годов активизировался процесс строительства жилья и общественных зданий. 21 октября 2005 года была открыта 1-я очередь Красавинского моста - нового моста через Каму, который при длине 1736,95 метров является самым большим в Пермском крае и третьим по длине в России. Его открытие позволило разгрузить центр города от транзитного транспорта. Завершение строительства 2-й очереди планировалось на июнь 2008 года. Планируется возведение нового здания пермской картинной галереи. Это первый подобный проект в России за последние 20 лет.

Сайт:   http://www.gorodperm.ru

Предложения паломнических поездок