Центры паломничеств

Святые места

Подворье Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург

Описание Подворья Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург

«Сходить на поклонение к святыне, помолится перед нею - душевная потребность каждого православного жителя Петербурга» - так писала столичная газета в начале 20-го века.

Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость была одной из самых посещаемых и любимых церквей Петербурга. Для удобства богомольцев к ней было устроено сообщение по реке Неве на катерах и паровиках, маршрут которых указывался на планах - приложениях ежегодных выпусков книг «Весь Петербург» первых десятилетий двадцатого века.

Часовня, где помещалась чудотворная икона Скорбящей Божией матери, была простым деревянным сооружением небольших размеров.

В августе 1888 года прихожане церкви св. Бориса и Глеба, которая находилась на противоположном берегу Невы (Калашниковская наб., совр. Синопская) просили у духовных властей разрешения вместо существующей деревянной часовни в селении Стеклянного завода построить каменную, а впоследствии храм. Прошение тогда было отклонено.

Спустя пять месяцев со времени события 23 июля 1888 года купец Орлов на свои средства построил новую более просторную часовню. Прежняя часовенка осталась в неприкосновенности как памятник. Новая часовня была устроена как бы навесом над старой, находившейся за иконостасом. Но, чудесные знамения, продолжавшие совершаться у иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, вложили во многие души мысль построить храм в честь Пресвятой Богородицы (Русский паломник. 1894. №31. С.193). Стали поступать пожертвования на сооружение храма.

Место прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится недалеко от Александро-Невской лавры. В 70-х годах 18 века эти земли принадлежали светлейшему князю Г.А.Потемкину, любимцу императрицы Екатерины. Здесь располагались его дачные угодья. В лесу имелись два озера, от которых и вся мыза получила название «Озерки». По распоряжению князя здесь были построены два стеклянных завода: для изготовления аптекарской посуды, для отливки хрустальных вещей и зеркальный завод. После смерти Г.А.Потемкина заводы были взяты в казну и в 1792 году преобразованы в Императорский Стеклянный завод.

К 1888 году поселение Стеклянного завода простиралось от истока из Невы Обводного канала до селения Смоленского, в котором проживало около 4-х тысяч человек, а во время навигации и до 5-ти тысяч, почти исключительно рабочего люда.

Известные планы Петербурга 1804 и 1852 гг. фиксируют планировочное развитие завода и слободы, но месторасположение часовни не указывают. По всей видимости, впервые обозначение ее появляется на генеральном фиксационном плане Петербурга и ближайших предместий, относящимся к 1857 году. После прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на планах города появляется не только указание местонахождения часовни, но и название - Скорбящей Божией Матери.
Практический план столицы Санкт-Петербург. 1894год. Фрагмент.

Практический план столицы Санкт-Петербург. 1894год. Фрагмент.

Время построения первоначальной Тихвинской часовни не известно. В ответ на запрос земельно-заводского отдела Кабинета Его Императорского Величества управление Стеклянного завода сообщало, «что в делах конторы завода сведений о деревянной часовни на берегу Невы в имении завода во имя Тихвинской Божией Матери и об отводе земли под оную часовню не имеется и, по словам старожилов заводского селения, оная часовня существовала еще до времени поступления завода в ведение Кабинета Его Императорского Величества, то есть до 1792 года...» В этом же деле имеется письмо из Духовной Консистории, в котором, в частности, говорится, что «...о времени и обстоятельствах первоначального построения часовни причт не мог добыть никаких данных.... в 1803 году ее уже ремонтировали..» Данные сведения позволяют предполагать, что на княжеских землях часовня могла появиться еще при жизни Г.А.Потемкина, то есть в последнюю четверть 18 века. И, возможно, она была поставлена здесь для удобства духовной жизни работников - жителей слободы стеклянных заводов, поскольку приходской церковью для них сначала служила надвратная Скорбященская Александро-Невской лавры, расположенная достаточно далеко от рабочего селения.

По существовавшим в 19 веке преданиям в том месте, где была поставлена Тихвинская часовня, прежде был перевоз от Стеклянного завода с левого берега Невы на правый. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет икона. Подплыв к плоту, где причаливают лодки, она остановилась. Вынув икону из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Увидев в этом особую милость Божию, местные жители близ этого места, где явилась и была обретена икона, построили часовню в честь Пресвятой Богородицы Тихвинской (Лавры, монастыри, храмы. 1908. вып.3. с.59). По легенде произошло это событие в царствование Екатерины Второй.

Сведения церковных документов дают возможность установить следующий строительный период: 1803 год - время ремонта. Но в истории часовни чудесные события продолжались. Во время сильного наводнения в Петербурге в 1824 году, когда затопило все берега Невы, Тихвинскую часовню подняло с места и ветром отнесло на другой берег к деревне Клочки. Крестьяне этой деревни поймали часовню и оставили ее у себя, а икону Богородицы возвратили жителям Стеклянного завода, которые построили для иконы новую обитель. Считалось, что именно эта часовня, построенная в 1824 году, и стала местом прославления другой иконы, находившейся в часовне. В 1870 году обветшавшая часовня, построенная после наводнения, была заменена новой, тоже деревянной, и именно в ней произошло чудо.

До 1882 года Тихвинская часовня принадлежала к приходской Скорбященской церкви, надвратной Александро-Невской лавры.

С 1882 года по 1898 год она была приписана к Борисоглебской Калашниковой церкви. 12 марта 1893 года Духовная Консистория приняла решение: «...находящуюся в селении часовню с чудотворною иконой Скорбященской Божией Матери обратить во временный храм, приписанный к Борисоглебской церкви». Для временного храма назначался особый причт. Данное распоряжение Духовной Консистории было связано с разрешением вопроса о строительстве нового храма.

В 1888 году ходатайство прихожан Борисоглебской церкви «об уширении находящегося под часовнею участка земли до 100 кв.сажен», необходимых для построения каменной часовни, не было удовлетворено по причине отсутствия свободного участка для приобретения земли под новую часовню.

По контракту, заключенному с Кабинетом Его Императорского Величества 29 июля 1882 года Главное Общество Российских дорог «приняло в аренду весь берег реки Невы в селении Императорского Стеклянного завода на 36 лет, по 10-е августа 1916 года».

К 1891 году дело о новом каменном строительстве на месте прославления иконы Скорбящей Божией Матери приняло более реальные очертания: состоялась Строительная комиссия из почетных прихожан и священников Борисоглебской церкви для заведования предстоящей постройкой, продолжали поступать многочисленные подношения и пожертвования, которые позволили думать о приобретении более значительного по площади участка земли мерою в 583 кв.сажен.

В апреле 1891 года церковный староста и прихожане Борисоглебской церкви обратились в Санкт-Петербургское Епархиальное управление с прошением о разрешении построить подле часовни в честь иконы Скорбящей Божией Матери каменный храм и представили план местности, назначенный под постройку. В свою очередь Духовная Консистория послала запрос в Городскую Думу о том, нет ли каких препятствий для строительства храма. Выписка из журнала заседания Городской Управы от 2-го мая 1891 года, подписанная членом Управы Н.Бенуа, гласила: «... возражений нет, с тем, чтобы своевременно были представлены чертежи до начала постройки». После длительной переписки между заинтересованными светскими и духовными управлениями в марте 1892 года с Советом Управления Главного Общества Российских железных дорог была достигнута договоренность об отводе из состава арендуемой Обществом у Кабинета Его Императорского Величества береговой полосы по Шлиссельбургскому проспекту «для сооружения храма в ознаменование десятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Александровича». Под строительство церкви был выделен участок мерою в 580 кв.сажен, длина его по проспекту составляла 29 сажен, а в глубину от проспекта к берегу 20 сажен. Были определены формальные и финансовые условия передачи участка береговой полосы «к отчуждению в собственность Борисоглебской церкви участка земли в количестве 580 кв.сажен».

В июле 1892 года Государь император «...Высочайше соизволил разрешить из состава принадлежащей Кабинету Его Императорского Величества береговой полосы в селении Стеклянного завода, арендуемой Главным Обществом Российских железных дорог, выделить на условиях, какие будут определены по взаимному соглашению, участок в 580 кв. сажен для сооружения православной церкви, предоставив это участок в пользование сей церкви на все время ее существования».

19 ноября 1892 года означенный участок был принят в ведение Строительной Комиссии по построению храма. Акт с ее стороны был подписан настоятелем Борисоглебской церкви Павлом Космодемьянским, председателем Комиссии А.Д. Подкованцевым, церковным старостой А. Голуновым, план сверял с натурою архитектор А.Иванов.

Участие императора Александра Третьего в истории строительства нового храма не ограничилось только Высочайшим разрешением на отвод земли. Чудесные исцеления, начавшиеся у чудотворной иконы 6 декабря 1890 года, стали широко известны в городе и за его пределами, что значительно увеличило количество ее почитателей, желающих помолиться перед святою иконою. «Чуткий сердцем к чувству своего народа» император лично посетил 13 марта 1893 года Скорбященскую часовню вместе с императрицею Марией Федоровной, Великою княгинею Ксенией Александровной и Великим князем Михаилом Александровичем. Император стоял молебен, прикладывался к святой иконе . Вскоре же после своего личного посещения часовни император пожертвовал необходимый для построения храма «прилегающий к часовне участок земли, принадлежавший, как и вся земля в селении Стеклянного завода, Кабинету Его Императорского Величества.

Проект нового храма в русском стиле, представленный Александру Третьему, был удостоен Высочайшего утверждения 11 августа 1893 года.

В 1894 году Александр Третий «тихо в бозе почил». Известный архитектор второй половины 19 века Л.Бенуа, характеризуя зодчество в царствование Александра Третьего, писал: «Ощупью, осторожно, шаг за шагом вырабатывался русский стиль, применительно к новым требованиям строительства и достиг мощного и всемирно признанного развития только под высоким покровительством Императора Александра Третьего, столь чутко относившегося ко всему русскому». Особо он отмечал, что в минувшее царствование было построено много утилитарных сооружений: институты, клиники и т.д. Не возводились дворцы и театры, они только капитально ремонтировались и поддерживались, зато «возникали в изобилии храмы Божии, особенно на окраинах».

История создания храма «в память благополучного десятилетия царствования Александра Третьего, во имя Скорбященской Божией Матери» началась 23 июля 1888 года, со времени прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Основными инициаторами строительства были священнослужители и почетные прихожане Борисоглебской церкви, построенной купцами-хлеботорговцами на Калашниковой пристани (на другом берегу Невы, напротив Тихвинской часовни в селении Стеклянного завода) по проекту М.А. Щурупова в 1866-1882 гг. Изначально Борисоглебские прихожане состояли прихожанами надвратной церкви Александро-Невской лавры, посвященной в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех Скорбящих Радость». И храм, который они начали строить на пристани в 1866 году, предполагали освятить во имя Скорбящей Божией Матери. Но по решению обер-прокурора святейшего Синода, главный престол церкви был освящен во имя Святых князей - страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 1888 году после прославления иконы из Тихвинской часовни у Перевозной пристани Борисоглебские прихожане получили возможность вернуться к созданию храма во имя почитаемого ими образа Скорбящей Богородицы. Так же, как и при строительстве церкви Бориса и Глеба, был составлен Комитет по построению храма (Строительная Комиссия), в составе которого, кроме священников Борисоглебской церкви, входили Петербургские купцы: А.И. Галунов (староста Борисоглебской церкви), А.Д. Подкованцев, В.Г. Васильев и В.И. Тестнев, с двумя кандидатами при них - В.Г. Дмитриевым и Г.И. Губаревым. Длительное время заняло решение вопроса об отводе земли. Что касается проекта храма, то из печатных источников известно, что «из нескольких планов Скорбященской церкви, безвозмездно составленных, по предложению комиссии, некоторыми Петербургскими архитекторами, комиссией избран и утвержден, как более удачный, план двух известных архитекторов: г.г. фон-Гогена и Иванова».

Весной 1891 года в Городскую Управу было отправлено отношение Санкт-Петербургской Духовной Консистории с планом предполагаемой постройки церкви, выполненным фон Гогеном и А.Ивановым. 2 мая 1891 года Городская Управа утвердила представленный план. Этот же план послужил обоснованием для отвода земли, состоявшегося по акту 19 ноября 1892 года.

Генеральный план храма, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном и А.В.Ивановым, представлял собой удлиненную в плане композицию, с колокольней, проектировавшейся с трехсторонними всходами. У южного фасада намечен отдельный объем с двумя всходами. Как сообщалось в печати, «По плану фон-Гогена и Иванова Скорбященская церковь представляет собой одноэтажное каменное здание в 16 саженей длины, 10 саженей ширины и соответственной высоты. Церковь предполагается выстроить в византийско-русском стиле, она имеет вид корабля, над нею возвышается три купола и колокольня, причем главный купол будет выше колокольни».

Строительство церкви по смете архитекторов должно обойтись в 150.000 рублей.

3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «..разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича. Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника, но «ввиду представления проекта на Высочайшее воззрение следует чертежи исправить строго», чтобы «несогласия» между планами, развертками и фасадами были поправлены. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли забивкою шпунтовой перемычки («сваями с анкерами»)

11 августа 1893 года проект А.И. фон Гогена и А.В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения Александра Третьего.
Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

Главный фасад храма. Проект. А.И.фон Гоген, А.В.Иванов. Утвержден в августе 1893 года.

1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место, где будет воздвигнут храм Пресвятой Богородицы. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма. В этом же году было полностью выведено подвальное помещение из красного гранита и начата кладка кирпичных стен. Подвальное помещение под алтарем имеет высоту 4арш. 4 вершка, в остальных местах его высота равна 3арш. 4 вершка.

Торжественная закладка храма состоялась 12 июня 1894 года. К осени этого года стены были выложены уже до купола. Летом 1895 года кладка церкви и черновые работы были окончены. Стены со сводами, арками, куполами и прочее сложены из кирпича на растворе из «серой извести»; в стены «для крепости в разных местах положены железные сваи. Крыша покрыта гальванизированным железом. Папертей перед входными в церковь дверями три, и все они сделаны также из красного гранита. Около церкви, с южной стороны, устроена довольно красивая, на фундаменте, ограда». Пол церкви поднят выше тротуара на 2 аршина 8 вершков и выложен метлахскими плитками, расположенными в шахматном порядке. «В 1896 году были подняты стеклянные кресты на храм, а в 1897 году, когда достаточно просохли стены, преступлено было к расписыванию церкви». Расписывание стен было поручено художнику декоративной живописи Садикову, а иконописание - Обществу художников.

Стоимость новопостроенного храма, по сравнению с первоначальной сметой, выросла до 200.000 рублей.

Его длина - 18 саженей, в ширину - около 11. Внутреннее помещение церкви с хорами рассчитано на 800 - 1200 человек. В храме было устроено два придела: главный во имя Скорбящей Божией Матери, левый - во имя святителя Николая и св. пророка Илии. Престолы и жертвенники в алтарях, а также рама для запрестольного образа, сделаны из мрамора. Авторы статей о новом храме отмечали изящество декоративных работ: массивных входных дверей, иконостасов, клиросных решеток, лестницы на хоры и др., выполненных по рисункам архитектора А.В. Иванова.
Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. 1900-е гг.

Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. 1900-е гг.

Важнейшим украшением нового храма служат святые иконы, священные картины и отдельные изображения угодников, с бесчисленными орнаментами в виде звезд, цветов и крестов, сплошь покрывающие купол, арки и стены церкви. В главном алтаре, на горнем месте, в великолепном киоте из белого мрамора, помещается образ, представляющий копию с иконы иконописца - художника Васнецова - «Матерь, несущая спасение». Над нею, в полукружии, написана большая картина, изображающая Тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами. В верхнем алтарном окне находится прозрачный, исполненный из цветных стекол лик Спасителя. На плафоне алтарной арки находятся поясные изображения святых апостолов Петра и Павла и евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дубовый, позолоченный, иконостас состоит из трех ярусов. По сторонам царских врат помещены местные иконы Спасителя и Божией Матери. От образа Спасителя направо икона святого благоверного князя Александра Невского и за южной дверью икона святителя и чудотворца Николая. От образа Божией Матери налево икона святой равноапостольной Марии Магдалины и за северной дверью икона святой царицы Александры. На северной и южной дверях Архангел Гавриил и архистратиг Михаил.

В среднем ярусе, над царскими вратами, по сторонам «Тайной вечери» помещены восемь полукруглых икон двунадесятых праздников. В верхнем ярусе - двенадцать икон: в середине иконы святых апостолов; по краям иконы святых пророков. Над этим ярусом посредине возвышается образ Господа Иисуса Христа, предвечного Архиерея, с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Предтечею, увенчанный животворящим крестом.

Невысокий иконостас дает возможность богомольцам видеть в верхнем алтарном окне прозрачное из цветных стекол изображение Спасителя и кругом Его стенные изображения парящих серафимов.

На северной и южной стенах, у клиросов, написаны во весь рост святители Восточной Церкви Василий Великий и Иоанн Златоустый. На плафоне арки над солеей - изображения просветителей славян Кирилла и Мефодия и святителей Российской Церкви Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

На ближайших к алтарю столбах помещены в дубовых киотах иконы святого пророка Ильи и святителя Николая. На столбах западной части храма изображены во весь рост ангелы со свитками в руках.

На северной и южной стенах храма, по сторонам верхних окон, представлены во весь рост равноапостольные царь Константин и царица Елена, благоверный князь Владимир и благоверная княгиня Ольга. Ниже окон на той и другой стенах - поясные изображения святых великомучеников Георгия Победоносца и Целителя Пантелеймона и святых великомучениц Варвары и Екатерины. Еще ниже расположены изображения святителей Григория Богослова и Афанасия Александрийского.

В куполе написаны четыре большие картины: на северной стороне - Воскресения Христова, на южной - Вознесения Господня, на западной - Успения Пресвятой Богородицы и на восточной - Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

В северо-западной части храма располагается «удобная лестница с красивой металлической решеткой, которая ведет на довольно поместительные хоры». На плафоне арки над хорами изображены святители Российской Церкви: Стефан Пермский, Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский и Феодосий Углицкий.

Кроме священных изображений и орнаментов, на арках в разных частях храма написаны десять заповедей блаженства и шесть евангельских изречений. На одной из арок написана песнь Богородице.

В малом приделе в честь святителя и чудотворца Николая иконостас дубовый, двухъярусный. В нижнем ярусе всего две иконы: Спасителя и Божией Матери. На северной и южной дверях архидиаконы: Стефан и Лаврентий. В верхнем ярусе три полукруглые иконы: «Тайной вечери», а по сторонам ее над южной дверью - пророка Илии и над северною - святителя Николая. На плафоне арки поясные изображения преподобных Исидора и Палладия, Андрея Критского и Сергия Радонежского.

По правую сторону главного алтаря, в соответствии с левым приделом, устроен большой дубовый киот с сенью для помещения чудотворного образа Божией Матери Всех Скорбящих Радость, который переносится в храм из часовни к богослужению по праздникам.

В отсутствие чудотворного образа здесь помещается копия его. По сторонам киота находятся иконы святых и праведных родителей Богоматери Иоакима и Анны. Перед святынею сделана возвышенная площадка с балюстрадой и поставлен массивный металлический позлащенный подсвечник «со множеством свечей, возженных любовью и благодарностью к Царице Небесной». На плафоне арки изображены святые благоверные князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и Александр Невский. «В настоящем виде своем новоустроенный на берегу Невы, в селении Стеклянного завода, храм во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, по наружной красоте своей, по благолепию внутреннему и обилию света принадлежат к лучшим храмам северной столицы России. Молящийся в ней преисполняется чувствами живейшей радости и благоговейного страха, при мысли о том, что здесь, на этом самом месте, совершилось явление силы Господней, столь очевидное для всех, и открылся в честном образе Царицы небесной и в этом прекрасном доме Божием новый не иссякающий источник благодатных утешений для всех удрученных скорбями и болезнями, с верою и любовью притекающих к нему».

Освещение нового храма происходило в два этапа: главный придел во имя Скорбящей Божией Матери был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином, а малый придел во имя св. Николая и пророка Илии освятил 3 декабря того же года о. Иоанн Кронштадтский. «Прекрасная погода благоприятствовала торжеству и тысяча народа, пришедшего посмотреть редкий обряд освящения церкви, наполняли не только храм, но и на далекое расстояние окружности его во все время продолжавшегося богослужения».

С 1899 года Скорбященская церковь стала самостоятельной в управлении своими доходами. В 1910 году при осмотре строений для страховой оценки зданий, принадлежащих Скорбященской церкви, «...оказалось, что церкви принадлежат нижеследующие строения:

- ЦЕРКОВЬ во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, что в С.-Петербурге на Стеклянном (Шлиссельбургский проспект, №60а), каменная, двухпрестольная, алтарем обращена на юг, по наружному виду имеет форму креста.....с куполом, покоящимся на арках, утвержденных на четырех столбах многогранной формы.... Церковь построена в 1898г., строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасом и колокольней ..70900 рублей.

- ЧАСОВНЯ во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Шлиссельбургский проспект, №60б), в трех сажен на юг от церкви. Часовня построена в1909 году. Оценка 38500 рублей.

- ЧАСОВНЯ вторая (Шлиссельбургский проспект у Обводного канала) во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Построена в 1867 году, сохранилась хорошо. Оценка 2400 рублей.

- ЦЕРКОВНО-ПРИЧТОВЫЙ ДОМ, выходящий на две улицы - Шлиссельбургский проспект №67 и Стеклянную улицу под №40, каменный, четырехэтажный. Дом построен в 1904 году, сохранился хорошо. Оценка 119400 рублей.

- ЛЕДНИК при церковно-причтовом доме. Построен в 1904 году. Оценка 360 рублей.

- ЦЕРКОВНЫЙ ДОМ по Глазурной улице, №42, занимаемый церковно-приходской школой, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 8100 рублей.

- При нем ЦЕРКОВНЫЙ ДОМИК-ФЛИГЕЛЬ, занимаемый лечебницей для приходящих бедных больных, деревянный, двухэтажный. Построен в 1904 году. Оценка 3450 рублей.

- Здесь же ФЛИГЕЛЬ для дворника и церковного сторожа, деревянный. Построен в 1904 году. Оценка 800 рублей.

- ДЕРЕВЯННЫЙ ФЛИГЕЛЬ в церковной ограде для сторожей и дворников. Построен в 1893 году. Оценка 700 рублей.

- ЛАВКА в церковной ограде для торговли образами и книгами религиозно-нравственного содержания. Оценка 150 рублей.

К 1912 году при церкви уже были построены богадельня для престарелых, приют для калек. Судя по архивным материалам, Скорбященская церковь практически через четыре года после получения самостоятельного прихода смогла построить несколько благотворительно-просветительных учреждений.

23 июня 1913 года исполнилось 25 лет со дня чудесного прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

К празднованию этого события в Скорбященской церкви и часовне были проведены большие живописные работы. Первоначальная роспись, выполненная С.И. Садиковым, сразу же вызвавшая нарекания за несоответствие ее художественного стиля архитектурному облику храма, была заменена новой. Работу исполнял художник С.Т. Шелков по эскизам и под наблюдением епархиального архитектора А.П. Аплаксина. В состав комиссии по росписи храма входили: директор Санкт-Петербургского Археологического института, профессор Н.В. Покровский, академик архитектуры В.В.Суслов и др. Роспись храма и часовни обошлась в 16500 рублей.

Весь храм в 1913 году был «расписан в стиле 17 века, а роспись орнаментов выполнена в духе московских кремлевских палат царя Алексея Михайловича; иконография в духе Большого Успенского Московского собора. На горнем месте написана «Тайная вечеря», выше ее коленопреклоненные ангелы с рипидами. В полукуполе алтаря прекрасно написан Господь Саваоф. Средняя часть храма заполнена четырьмя картинами: Скорбящей Божией Матери, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Успения Божией Матери; ниже их четыре евангелиста. Между окон изображены святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга; в орнаментном поясе изображены святые Георгий Победоносный, великомученик Пантелеймон и великомученицы Варвара и Екатерина. В трех центровых арках помещены изображения Рождества Богородицы, Благовещенья и Введения во храм. По аркам в узорных орнаментах изображены разные святые».

Судя по описанию, система росписи практически не изменилась, но с тиль ее стал «Рублевским», что больше соответствовало внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле 17 века.

Александр Иванович фон Гоген - создатель архитектурного мемориала на месте прославления Скорбященского образа был приверженцем идеи национального направления. Официально-академический вариант этого направления, ориентированный на архитектурные прообразы 17 века, стал доминирующим в церковном и гражданском строительстве 1880-1890-х г.г. Как и большинство его современников, А.И. фон Гоген связывал представление о национальной самобытности с возрождением древнерусских традиций. Он примыкал к сторонникам «русского ренессанса», стремившимся вернуться к стилистике московского зодчества допетровской поры, еще не воспринявшего западноевропейских влияний (А. Ростиславов. Ренессанс церковной архитектуры. Аполлон. 1910 №9. с.20-30). Архитектура пленяла «загадочная прелесть старинных архитектурных форм», затейливую живописность которых он использовал не только в церковных сооружениях, но и в гражданских постройках (загородный дом А.В. Чернова в имении Малое Рыбацкое). Наиболее последовательно и органично идеи национального направления А.И. фон Гоген претворял в церковном строительстве.

Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Шлиссельбургском проспекте, которую создал вместе с А.В.Ивановым, являет пример одного из самых «чистых» образов ретроспективного «русского стиля». Главными прототипами для этого сооружения послужили московские храмы в Никитниках и Останкине - «узорочная» архитектура Москвы 17 века. «Освященное пятиглавие», совмещение колокольни с храмом в единую композицию, шатровые завершения колокольни и приделов, многоярусная колокольня над главным входом, высокий подклет, «многорядье» декоративных кокошников, цветовое решение фасадов, их декор и многие другие, традиционные для 17 века архитектурно-художественные элементы использованы зодчими при проектировании и строительстве храма. Некоторые изменения в проекте декоративного оформления фасадов, внесенные авторами по ходу строительства, не изменили впечатления нарядности и торжественности от общего облика церкви. Можно предполагать также, что в процессе строительства были изменены пропорциональные соотношения в построении основных объемов - колокольни и церкви. Легкость и изящество сооружения, что лицезрели «очевидцы» нового храма, это же отмечают и современные историки архитектуры, изучавшие церковь по чертежам и иллюстрациям.

После 1917 года Скорбященская церковь просуществовала до начала 1930-х гг. После национализации церковного имущества, завершенного в городе к 1919 году, в ходе нового наступления на храмы в 1922 году с чудотворной иконы «при изъятии церковных ценностей» была снята украшавшая ее драгоценная риза.

Церковь была закрыта 26 ноября 1932 года (Н.Ю. Черепенина, М.В. Шкаровский. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945гг., СПб., 1999., ч.2., с.25-26). Вероятно, к этому времени относится план подвального этажа церкви со следами его нового «приспособления».

Но через год после закрытия храм был снесен - разобран на кирпичи.

Такая же участь постигла в эти годы в Ленинграде большинство церквей, выстроенных в «русском стиле», находившихся не только на рабочих окраинах города.

Чудотворная икона, сохраненная прихожанами, в конце 1940-х годов была передана ими в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха» (Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994, с.178).

В 1999 году часовня была возвращена верующим. Она является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, расположенного недалеко от города Волхова Ленинградской области. И на современные карты города, на место прославления чудотворного образа, вернулось его духовное обозначение.

Источник:   http://www.zelenets.ru/coaching/history-of-the-church/

Паломнические поездки к Подворью Зеленецкого монастыря в г. Санкт-Петербург