Монастырь основан в 1508 году преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Обитель расположена недалеко от города Лодейное Поле, между озерами Рощинским и Святым, недалеко от устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга.
В начале XVI века в уединенном месте, где молился преподобный произошло явление ему Святой Троицы. По благословению Святой Троицы Преподобный построил деревянный Троицкий собор и каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем он основал и сам Свято-Троицкий монастырь. Почти с самого своего основания монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях - Троицкий комплекс, у монастырского кладбища - Преображенский комплекс. Оба комплекса представляют собой единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.
Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери (1533) выполненная в Новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено преподобным на пожертвования царя Василия III. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в 1644 году. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 году. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 году. Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем, но средства которого был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского и устроена каменная гробница святому. Жертвователем монастыря был царь Борис Годунов. Почитал святого и первый Романов - Михаил Федорович. Сведения о каждом жертвователе заносились в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива до сих пор сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке собора монастыря. Мощи перенесли в монастырский храм святителя Николая, который был построен ещё самим преподобным и не пострадал во время нашествия поляков в 1612 году. С 1644 года мощи преподобного в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе монастыря.
Монастырь был известен множеством духоносных старцев. В XIX веке здесь подвизался будущий святитель и духовный писатель св. Игнатий Брянчанинов. В 1817 году в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец и отец Феодор - ученик молдавского старца Паисия.
В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем - архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. Край преподобного превратился в "Свирьлаг". В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали - недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году "Свирьлаг" был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадежных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.
22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Обитель досталась монастырю совершенно разорённой. В Троицкой части до сих пор располагается психиатрическая больница.
Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В настоящее время нетленные мощи покоятся в храме Преображения, на время престольного праздника Дня Святой Троицы - переносятся с торжественным крестным ходом в Троицкий собор.
Введено-Оятский монастырь
Введено-Оятская обитель - это чрезвычайно старый монастырь. Он уже был в середине xv века. Введенская обитель была приписан к
монастырю Александро-Свирскому до 1764 года, позднее получила независимость. С 1837 г. Её творцом был игумен Израиль, чрез 22
года ставший настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Число иноков до революции в монастыре было мало. Всего было 2 храма: один, в честь Введения Пресвятой Богородицы, сохранился до сих пор; у другого два этажа — высокий придел был освящен в честь Богоявления Господня, а нательный — в честь Преображения. Именно в двуэтажном храме находилась под спудом могилка родителей Александра Свирского. Сейчас церковь разрушен, на его месте — крест, и тут же покоятся остатки былых жителей монастыря. Это приключилось в тридцатые годы xx века, были разрушены еще и монастырские стенки. В то же время были расстреляны настоятель монастыря архимандрит Николай и все иноки.
Первое каменное сооружение – соборная Введенская церковь с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – было выстроено в 1817 г. В предстоящем каменн стройку длилось. К истоку xx в. Введенский-Островский обитель имел отлично налаженное хозяйство, обители принадлежало наиболее 500 га земли, желая количество братии все еще было мало. В 1910 г. был сооружен величавый храм Богоявления Господня с 3-мя приделами заместо старого древесного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального конструктора А. П. Аплаксина и был выполнен в неорусском манере.
Жизнь в обители, как и до этого, сопровождают мольба и труд, и при всех хозяйственных заботах, основным деланием и центром жизни в монастыре
остается богомолье. Внешние формы жизни монашества с момента основания старого монастыря поменялись, но сущность монашеского служения и сейчас остается бывшей – это заслуга всецелого посвящения себя, всей собственной жизни на служение Богу, а чрез это и всем людям, прибывающим в монастырь за духовной помощью, поддержкой и успокоением. Этому в "академии" монашеской жизни сейчас, как и 6 веков обратно, обучаются насельницы обители, имея перед собой высочайшие образцы живших на данной земле подвижников.