Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
Описание Храма Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
Храм Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь пролитую царём).
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошел. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящен.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь... а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля 1881 часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма - до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января 1882) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей - замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.
Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом С.-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нем совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).
С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма - народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.
С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.
С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде - правого оппозиционного течения в Русской Церкви, отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Паломнические поездки к Храму Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Зарайска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Рязани в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Гомеля в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Саратова в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Гомеля в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Уральска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Солнечногорска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Коломны в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Могилёва в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Могилёва в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Ставрополя в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Зеленограда в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Бобруйска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Калуги в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Бобруйска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Минска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Черкизова (Московская обл.) в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Мозыря в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Обнинска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Мозыря в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Минска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Шкиня (Московская обл.) в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Дмитрова в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Минска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Витебска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
- Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург