Центры паломничеств

Населенные пункты

Саратов

Описание Саратова

Саратов - крупный город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда и Самары.

Основан как сторожевая крепость в 1590 году. Во второй половине XVIII века крупный перевалочный пункт и центр торговли рыбой и солью, а с XIX века - зерном. Губернский город с 1780 года. В начале XX века - крупнейший и наиболее благоустроенный город Поволжья. Университет существует с 1909 года.

Во время индустриализации 1930-х годов были построены крупные машиностроительные заводы, а после войны - приборостроительные и радиоэлектронные предприятия оборонного профиля. Город стал важным научным и производственным центром.

Саратов

Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище - археологический памятник с культурными горизонтами от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX-XIX вв. до н. э.) до русского поселения золотоордынского времени (XIII-XIV вв.). Поселение то возрождалось в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой цикл перед основанием Саратова закончился в 1395-96 гг., в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек(Укек) - золотоордынский город, центр одноимённого улуса. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, шайками воровских казаков и рыболовецкими артелями московских монастырей.

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года - Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Точное место первоначального Саратова неизвестно - оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613-1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. На этом месте его видели Адам Олеарий в 1636 году и Ян Стрюйс:

«14 августа 1669 года бросили якорь в Саратове. Это небольшой город, расположенный на равнине, орошаемой одним из рукавов реки Волги. Соседство казаков, татар, калмыков заставляет содержать в нем сильный гарнизон. В этом месте начинают встречаться калмыки, которые на мой взгляд безобразнее и страшнее всех людей.»

В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесен на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.

В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. Эта гора сейчас называется Соколовая гора. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден почти весь город. Именно к югу от неё полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году.

Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. В 1708 году был в осаде войск Булавина.

Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло занять края. Сюда шли лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге. Казанский губернатор Артемий Волынский, в своем донесении в Сенат в 1719 году, говорит:

«От Саратова до Астрахани, между городов по двести и по триста верст жила никакого нет, того ради, как купецким людям, так и протчим проезжим и рыбным ловцам от калмыков и от кубанцев чинится великое разорение и работных людей берут в плен.»

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» - «жёлтая гора». Однако ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» - «низменный остров» или «сарык атов» - «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.

Сооружение Царицынской сторожевой линии (1718-20 гг) и другие мероприятия Петра I по укреплению безопасности создали условия для заселения Правобережья. По Областной реформе 1708 года Саратов был отнесен к Казанской губернии. В 1718 году город отошёл к Астраханской губернии; с 1728 года - вновь в Казанской, в 1739 году - вновь в Астраханской.

В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги.

«Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет
каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей -
мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды
делают сей город приятным, так что его можно почесть за
один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная
и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная
и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием
верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми
деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются.
Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками -
для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».

академик И.И.Лепехин 1769 г.

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 г. «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли (чумаками) с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 204 тыс. пудов рыбы (3264 тонн, для сравнения в 2005 было добыто 1800 тонн рыбы).

По манифесту Екатерины II 1762 года было прекращено преследование раскольников, им были выделены земли в Заволжье. В дальнейшем это привело к появлению Саратове значительного числа экономически активных купцов-старообрядцев. В 1763 году иностранцы были приглашены селиться на свободных землях Поволжья и Новороссии. Учреждённая в Саратове в 1766 году «Контора канцелярии опекунства иностранных» стала центром управления немецкими колонистами в Поволжье.

В Саратове Емельян Пугачев имел свой последний ощутимый успех. 6 августа 1774 г. армия самозванца окружила, а после боя 7 августа взяла город. Но к этому времени отряды Михельсона уже буквально шли по пятам пугачёвцев и 11 августа Саратов перешёл под контроль правительственных войск.

11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.

Административные меры просвещённого абсолютизма по организации и развитию города выразились в развёртывании гражданского каменного строительства, насаждении современного образования и здравоохранения. Были открыты народное училище (1786), типография (1794), больница (1806). Построены присутственные места, дворянское собрание (1807), театр (1810), гостиный двор (1811), гимназия (1820), великолепные соборы Александра Невского (1825) и Спасо-Преображенский (1826).

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова утвержденный в 1812 г (составлен в 1803-10 гг., переработан после большого пожара 1811 году).

В царствование Николая Павловича наводится порядок в губернской администрации, укрепляется законность. Строится тюремный замок и казармы. В городе возводятся капитальные здания 4 полицейских частей с пожарными каланчами. «С тех пор по устройству саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах её». До этого город полностью выгорал до 15 раз.

20 октября 1828, ввиду усиления раскола, была учреждена самостоятельная епископская кафедра. Через 2 года открыта семинария, а ещё через год в 1831 году первые приходские училища для простого народа и публичная библиотека. В 1848 г. образована Тираспольская епархия с центром в Саратове, для духовного окормления русских немцев католического исповедания.

В 1830 и 1848 годах разразились эпидемии холеры. Продолжавшаяся более месяца ужасная эпидемия 1830 года унесла до 10 000 человек (четверть населения города).

В 1844 году было торжественно открыто новое здание городской Думы. В этом же году частный пристав В. В. Гришин на свои средства из-под Лысой горы провел водопровод с последующей разводкой по пяти разборным бассейнам. Началось мощение и освещение центральных улиц.

В 1892 году в Саратове вновь вспыхнула эпидемия холеры, что вызвало бунт в Хвалынске.

4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов - Саратов, соединившей город с Москвой и Петербургом, начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности.

Историк С. Кедров в 1893 году писал о Саратове:

«...Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в том числе пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой - принимает по местному общественному сознанию столичный облик».

До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья».

С 1928 по 1932 год Саратов - центр Нижневолжского, с 1934 - Саратовского края, с 1936 - Саратовской области. Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производящий военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.

Саратов - многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX - середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1967), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1885), дом-музей К. Федина (здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века).

Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, функционирует более десятка вузов. В городе также развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность,

Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 г., долгое время Саратов был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны многие из них были переселены в Сибирь и Казахстан; некоторые впоследствии вернулись назад. Начиная с 1980-х годов большинство эмигрировало в Германию, но до сих пор католический собор Святого Клементия (в настоящее время превращённый в кинотеатр «Пионер») на Немецкой улице напоминает о прошлом Саратова.

Планировка улиц в центральной части города регулярная, но старые улицы узки и имеют плохое дорожное покрытие, что наряду с ограниченностью транзитных магистралей и выходов из города создает сложности для автомобилистов, обычным явлением в городе стали автомобильные пробки.

Сайт:   http://www.saratovmer.ru