Центры паломничеств

Святые места

Авраамиев монастырь в г. Смоленск

  • Описание

Описание Авраамиева монастырь в г. Смоленск

Авраамиев монастырь
18 в.
ул. Красногвардейская, 20.

Расположен в восточной части города, у крепостной стены, из-за которой хорошо видны с больших расстояний верхние объемы монастырского собора. Основан в начале 13 в. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий.

При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1655 г., когда этот участок принадлежал шляхтичу фон Лярскому, но затем по указанию царя Алексея Михайловича землю выкупили под монастырь и вскоре построили здесь деревянную церковь.

Авраамиев монастырь в г. Смоленск

В 1728 г. при монастыре открылась семинария - первое учебное заведение в Смоленске. В 1755-65 гг. возведен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения (уничтожена в 1941-43 гг.). В 1770-е гг. на территории монастыря возник и ряд зданий нецерковного назначения: дом настоятеля, братский корпус, два двухэтажных корпуса, поставленных к югу от собора и к настоящему времени обезличенных переделками: библиотечный и учительский.

К 1780-м гг. территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси, имели необычное трехглавое завершение (в 1941-43 гг. ворота разрушили). В 19 в. возвели еще один двухэтажный корпус - семинарию, вне ограды, по ул. Тимирязева. Хорошо сохранили исторический облик собор Спаса Преображения и стоящие на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной, дом настоятеля и братский корпус, построенные во 2-й пол. 18 в. После разрушений советского времени монастырский ансамбль с замкнутой композицией и необычным выходом к центральной части крепости превратился в группу зданий, среди которых выделяются два разномасштабных сооружения - культовое и жилое - в формах развитого барокко (собор и дом настоятеля).

Собор Спаса Преображения - самый яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Оригинальные фрагменты декора и конструкций не имеют аналогов. Кирпичные стены оштукатурены. Ядро композиции - сильно вытянутый вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северном и южном фасадах, увенчанный восьмигранным световым барабаном с главкой. Плоскости стен асимметричного пятигранного алтаря, храма и трапезной совпадают. Храм и трапезная вытянуты с севера на юг. К трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию с запада дополнили (видимо, в 19 в.) открытые, раскинувшиеся по параболе крыльца с лестницами ко второму ярусу колокольни. Колокольня состоит из двух четвериков равной ширины и высокого восьмерика звона. С юга к трапезной примыкает небольшой объем закрытого крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован.

Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскрепованы. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике - только на основных гранях (на диагональных - глухие). Проемы нижнего этажа - арочные, верхние - прямоугольные. В нарядных фасадах заметную роль играют орнаментальные мотивы. Весьма разнообразны наличники: ленточные "с ушами", пилястры, несущие фронтон; завершения наличников включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны открытые в пазухи сводов под нижним ярусом маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях.

Внутри храм и трапезная в обоих этажах - бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана,

Дом настоятеля возведен в 1770-е гг. Кирпичные стены оштукатурены. Невысокое одноэтажное здание в формах позднего барокко (план П-образный) обращено главным западным фасадом к собору. Все фасады над низким цоколем ритмично расчленены пилястрами, несущими раскрепованный антаблемент. Высокие окна между пилястрами обрамлены узкими ленточными наличниками с "ушами", замковым камнем и полукруглым фартуком. У среднего окна западного фасада наличник с двойными "ушами".

Братский корпус (2-я пол. 18 в.) поставлен к югу от дома настоятеля, на одной линии с ним. Памятник позднего барокко. Кирпичные стены оштукатурены. Пилястры выделяют центр западного фасада двухэтажного прямоугольного здания, обращенного к собору. Углы выпущены между пилястрами. Многие барочные наличники (такие же, как на доме настоятеля) утрачены, под измененными проемами сохранились фигурные фартуки с серьгами. На длинных фасадах ритм окон нерегулярен, за глухими окнами торцовых фасадов проходит капитальная стена. Центральное место в интерьере занимает двухмаршевая лестница на второй этаж.

Источник:   http://www.admin-smolensk.ru/~pkns/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=1131&Itemid=72