Центры паломничеств

Святые места

Святой Табынский источник

Описание Святого Табынского источника

На протяжении нескольких веков одной из самых известных православных святынь от Волги-матушки до сибирского Тобола, от бескрайней оренбургской степи до дремучей уральской тайги была Табынская икона Божьей Матери. Эта икона знаменита и таинственной историей своего появления, и своим необычным внешним видом, и обилием сотворенных чудес, и трагической судьбой. По легенде она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря где-то в 1597 году на камне возле соленого источника. В течение почти столетия она хранилась в обители, а после разорения монастыря кочевниками исчезла. В 1765 году икона вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь соседнего села Табынского, по названию которого и получила своё имя. Икона имела достаточно крупные размеры (72 х 106 см) и отличалась столь темным ликом Божьей Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты.

Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых.

Исход из России оренбургских, сибирских и уральских казаков - одна из малоизвестных страниц нашей истории (да мы и вообще плохо знаем отечественную историю и географию родных мест). В конце 1919 года оренбуржцы и присоединившиеся к ним беженцы отходили под натиском красных по безжизненной, продуваемой всеми ветрами, зимней степи в сторону границы с Китаем. Вместе с казаками двигалась в свой последний путь по России Табынская икона.

Люди погибали от истощения и холода, их косил тиф. В конце пути, перед уходом за границу, пришлось перебираться по узким обледеневшим тропам через хребет Кара Сарык на высоте 5800 м. Никто не знает точно, сколько человек погибло за время этих ужасных "хождений по мукам" протяженностью более чем 1,5 тыс. км. Предположительно двинулось в гибельный путь 100-150 тыс. человек, а добралось до Китая не более 30 тыс. Но тяжелую 25-килограммовую икону изможденные люди донесли на себе до конца. Как писал сам А.И. Дутов другому вождю белого движения, генерал-лейтенанту А.С. Бакичу: "Вышли мы 50% пешком, без вещей, вынесли только Икону, пулеметы и оружие...".

В последствии икона долго находилась в русской церкви города Кульджа провинции Синьцзян, а после "культурной революции" в Китае и разрушения православных храмов следы её затерялись.

Источник представляет собой небольшой бассейн, облицованый бетонными блоками. С одной стороны стоит стенд с иконами и павильон для переодевания женщин, с другой - деревянный крест и спартанские кабинки мужских раздевалок. Все эти сооружения образуют так называемую купальню № 2. Сероводородные ключи, очень холодные и соленые, бьют через каменистое дно бассейна. Затем вода переливается через бетонный порог и попадает в Усолку. Хорошо видно различие в цвете камней на дне речки: около купален они белые от осадков минеральных солей, а чуть дальше - обычного, желтовато-коричневого оттенка.

Источник:   http://reports.travel.ru/letters/94630.html

Паломнические поездки к Святому Табынскому источнику