Центры паломничеств
Населенные пункты

Херсон

Описание

Херсон - областной центр на юге Украины, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области. Морской и крупнейший на Днепре речной порт.

Население в агломерации - 425,3 тыс.

Население города (включая населённые пункты, подчинённые райсоветам города) - 350,7 тыс. человек (2008 год). Расстояние до Киева по железной дороге 648 км (через Знаменку,Николаев). Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря. Крупный железнодорожный узел (линии на Николаев, Снигирёвку, Джанкой), Херсонский морской торговый порт и речной порт, также есть железнодорожный, речной и автовокзалы. Важный экономический центр юга Украины. Херсон является центром одной из самых больших агломераций на Украине. Кроме Херсона в состав агломерации входит Голая Пристань, Цюрупинск; Антоновка, Степановка, Камышаны, Зеленовка, Надднепрянское, Чернобаевка, Белозёрка.

Вид на Херсон с воздушного шара

В 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735-1739 на правом берегу Днепра было построено укрепление российской армии Александр-шанц. 18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон, в честь древнего Херсонеса (Херсона), как источника христианства для Руси. Основателем города был Г. А. Потёмкин - фаворит императрицы Екатерины II.

Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией. Генерал-губернатором его стал известный государственный и военный деятель - Григорий Александрович Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала, а позже эту миссию исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, каторжные, казенные и вольные рабочие из разных городов России.

В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота. 16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.

В Херсоне встретились А. В. Суворов и И. М. Дерибас, будущий адмирал. Испанец по национальности, он не одно десятилетие прожил в России, принимал участие в русско-турецкой войне 1787-1792 годов. После основания Херсона был приставлен к штабу Г. А. Потёмкина. Здесь Дерибас предложил свой проект укрепления российского флота. Генерал-губернатор одобрил его и назначил Дерибаса командующим Херсонскими десантными войсками. И. М. Дерибас был близок с Ф. Ф. Ушаковым, с которым также познакомился в Херсоне.

В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии. В городе развивалось судостроение, вырастали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Были утверждены герб и флаг города.

В 1813 году основано первое уездное училище - казённое начальное заведение, через два года - губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище - через сорок лет. В 1838 году в городе появилась первая газета - «Херсонские губернские ведомости». Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи. Вскоре было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон.

После 1861 года наметился значительный экономический рост. После углубления дна в русле Днепра Херсон снова получил значение важного морского порта. В начале XX века десятки миллионов пудов хлеба вывозились отсюда в Европу. Промышленные предприятия поставляли продукты питания, лёгкой промышленности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, лесообработки. В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция

В начале марта 1917 года в город пришла весть о свержении самодержавия в Петрограде. В городе был создан временный рабочий комитет, который в своем воззвании писал, что «ставит своей задачей быть на страже политических и экономических требований пролетариата».

7 марта был избран Херсонский Совет рабочих депутатов, большинство в котором получили партии эсеров и меньшевиков. От большевиков в Совет вошло всего пять представителей, тем не менее, первым председателем Совета рабочих депутатов стал участник революции 1905-1907 годов большевик И. Ф. Сорокин, работавший слесарем на заводе Гуревича.

В период с марта 1917 года по апрель 1920 года власть в городе неоднократно менялась - город побывал под контролем австро-германских войск, гетмана П. Скоропадского, Директории УНР, войск Антанты, армии А. И. Деникина и 4 февраля 1920 года в нём была установлена Советская власть.

С окончанием гражданской войны в Херсоне началась работа по восстановлению промышленности и хозяйства города. В марте 1923 года Херсон стал центром Херсонского округа. До ливкидации губерний в июне 1925 года он входил в состав Одесской губернии.

В 1927 г. открылось автобусное движение. За годы индустриализации из административно-чиновничьего, торгово-ремесленного города превратился в крупный промышленный центр. Были выстроены электромашиностроительный завод, кондитерская фабрика, консервный завод, хлопкоперерабатывающий завод, закончено строительство элеватора - одного из крупнейших в стране на то время. Строился нефтеперерабатывающий завод.

С началом Великой Отечественной войны многие предприятия были эвакуированы на восток. Обороняли Херсон части 51 стрелковой дивизии и моряки Дунайской военной флотилии. Оборона города продолжалась с 15 по 18 августа 1941 года, когда Херсон был захвачен немецкими войсками. Оккупация продолжалась с августа 1941 года по март 1944 года.

Тысячи людей ежедневно выходили на строительство укреплений вокруг города. Был создан городской истребительный батальон, формировались отряды народного ополчения. Горожане отдавали свои сбережения в фонд обороны (только 22 июля в него было внесено 22 000 рублей).

С приближением врага к городу началась эвакуация. Вместе с оборудованием своих предприятий в глубокий тыл отправлялись квалифицированные рабочие, чтобы на новом месте быстро наладить выпуск нужной стране продукции. Впоследствии многие из них за самоотверженный труд в тылу были награждены орденами и медалями.

19 августа 1941 года фашистские захватчики оккупировали Херсон. Террором, репрессиями и угрозами фашистские власти пытались сломить сопротивление советских людей. «Новый порядок» обязывал людей зарегистрироваться на бирже труда. За неявку грозило тюремное заключение.

В конце 1942 года - в январе-феврале 1943 года члены подпольной группы «Центр» начали подготовку к массовому вооружённому восстанию против оккупантов. Фашистской контрразведке удалось напасть на след подпольщиков. Начались массовые аресты.

В период оккупации в Херсоне оккуапационную власть активно поддерживало националистическое подполье прибывшее в город с немецкими войсками «Организация украинских националистов» (революционная). Херсонский окружной провод ОУН(р) возглавлял Богдан Бандера (родной брат Степана Бандеры). Под прикрытием деятельности отрядов самообороны, националисты активно способствовали истреблению еврейского населения, принимали участие в немецких антипартизанских акциях и всячески помогали оккупантам.

13 марта 1944 года Херсон был освобожден войсками 49 гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295 стрелковой дивизии под командованием полковника В. П. Дорофеева.

В 1960 году заработал 1-й троллейбусный маршрут. В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украины. Отраслевое формирование промышленности города, в целом, закончилось в 50-е годы прошлого века, когда заработали производственные мощности судостроительного завода, заводов им. Петровского, нефтеперерабатывающего, хлопчатобумажного комбината. В 1977 году 73-им мостостроительным трестом было начато строительство автомобильного Антоновского моста. В 1985 году мост был сдан в эксплуатацию.

В 1978 году Херсон был награждён Орденом Трудового Красного Знамени за «заслуги трудящихся города в революционном движении, активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 200-летием».

В 2006 году херсонский аэропорт, получив статус международного, стал Международным аэропортом «Херсон».

Современный Херсон - административный, индустриальный и культурный центр Херсонской области.

Херсон делится на три административных района. Суворовский - центральный район города. Днепровский - индустриальный район. Комсомольский - главный промышленный район города.

Область насчитывает 9 городов, в том числе и 3 города областного подчинения, 30 посёлков городского типа и 658 сельских населённых пунктов. Область состоит из 18 районов. Близ Цюрупинска находится крупнейший песчаный массив в Европе - Алешковские пески. В наше время Херсон является важным индустриальным и промышленным центром на юге Украины. Начиная с 2004 года население города интенсивно снижалось, и только в недавнее время оно стало увеличиваться с небольшой скоростью. Также в последнее время увеличивается грузооборот Херсонского морского торгового порта.

Сайт:   http://www.city.kherson.ua