Центры паломничеств
Населенные пункты

Чердынь

Описание Чердыни

Че́рдынь - город в России, расположенный на севере Пермского края, на правом берегу реки Колвы. Вместе с прилегающей территорией образует Чердынское городское поселение и является административным центром Чердынского района.

Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Соликамск - 102 км, до административного центра Пермского края, города Перми - 308 км.

Чердынь является одним из древнейших городов Урала и входит в Перечень исторических городов России.

Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: чер - «приток» и дын - «устье», - то есть «поселение, возникшее при устье ручья».

В прошлом Чердынь нередко называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области. В писцовых книгах XVI-XVII веков, в государевых грамотах и других указах употребляется название «Пермь Великая» в смысле всего региона, и «Пермь Великая Чердынь» в смысле названия центра этого региона - города Чердыни.

Точных сведений о дате основания Чердыни нет.

Существуют гипотезы, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте.

Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре. При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII-XIII веков. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI-XVII веками.

Считается, что Чердынь была центром исторической области Перми Великой, которая в X-XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой).

В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ ее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток - по Вишере - в Сибирь. Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно, название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собирали для Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья, которых летописи называют русскими именами и числят среди родственников верейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаются пермяками.

Экономическое и политическое значение Перми Великой - Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро, то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии, Византии и Великой Моравии, издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своих ставленников.
Первые упоминания

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века - времени начала вхождения Перми Великой в состав Московского государства.

Первым из найденных через прошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни является Вычегодско-Вымская летопись[7], которая начинает упоминать город с 1451 года:

Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной.

Так великопермские князья стали вассалами московских, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятчанами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. После войны с Новгородом 1471 г., за которой последовало его окончательное включение в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 московские полки под командованием воеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого разбили пермское войско и взяли в плен князя Михаила Ермолаевича (см. Чердынский поход).
Крещение Чердыни

В 1455 году епископом Питиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев», оказавшаяся неудачной - Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства.

В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм - деревянная церковь Иоанна Богослова.

В 1472 году, после похода устюжского воеводы князя Фёдора Пёстрого на Чердынь, административный центр Перми Великой временно переносится в Покчу. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре прибыл назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, в то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы.

В 1481 году Чердынь переживает атаку манси (вогуличей), которым не удалось взять город.

Устюжский летописный свод доводит до нас сведения о том, что в 1504 году «город згорел Чердынь и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил город на Почке новый».

В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера - дьяка Семёна Курчова - был возведён деревянный кремль, переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча, и Чердынь возвращает себе статус административного центра Перми Великой. Кроме того, в 1535 году Чердынь официально признана городом.

Известно описание Чердыни, составленное воеводой Петром Нащокиным в 1613 году:

« город Чердынь деревянный и на городе шесть башен, а мосты и обломы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверо ворота, да тайник завалился; а на городе наряду пушка медная 12 пядей в станку, а станок и колеса ветхи и худы »

После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края также сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. Экономика края развивается преимущественно за счет разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники, для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.

Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата. Чердынь - центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Пермской художественной галерее (г. Пермь).

Чердынь известна также как место первой ссылки Осипа Мандельштама.

Предложения паломнических поездок